МОСКВА - СТОЛИЦА РОССИИ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ИЗ ОПЫТА «ЗДРАВСТВУЙ, МАМОЧКА МОЯ!»
25.01.2012, 14:08
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: развивать устную речь; представить детям образ сердца России - Москвы — как великой духовной ценности; познакомить с главными московскими достопримечательностями - Кремлем и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над темными силами зла. Планируемые результаты: знает, что Москва - столица нашей Родины; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; эмоционально откликается на стихотворение Ф. Глинки; может самостоятельно придумать и эмоционально передать небольшой рассказ на заданную тему. Материалы и оборудование: символика Москвы, герб населенного пункта (края), в котором находится детский сад; аудиозапись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов; набор открыток или значков с видами Москвы. Музыкальное сопровождение: «Мальчики и девочки идут» (муз. В. Золотарева).
Содержание организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента. - У меня в руках волшебный клубочек. Давайте узнаем, куда мы отправимся. Послушайте стихотворение Ф. Глинки: Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!.. Исполинскою рукою Ты, как хартия, развит, И над малою рекою Стал велик и знаменит! На твоих церквах старинных Вырастают дерева; Глаз не схватит улиц длинных... Это матушка Москва! Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?.. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот?! Ты не гнула крепкой выи В бедовой твоей судьбе: Разве пасынки России Не поклонятся тебе!.. Ты, как мученик, горела, Белокаменная! И река в тебе кипела Бурнопламенная! И под пеплом ты лежала Полоненною, И из пепла ты восстала Неизменною!.. Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град! - Мы побываем вслед за волшебным клубочком в Москве. Он поведет нас в город, о котором говорят так: «Москва - белокаменная, златоглавая, краснозвонная, хлебосольная да приветливая. Давайте пройдем по самому центру Москвы, по Кремлю и Красной площади, и разберемся, что значит каждое из этих слов. 2. Знакомство со столицей России. Беседа о Москве. - Москва по-особенному разговаривает с горожанами и своими гостями. Послушайте запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов. - Голос города похож на биение большого сердца. - Вот теперь мы сможем ответить, что значат слова о Москве. Почему Москву назвали белокаменной, златоглавой, краснозвонной, хлебосольной? - Москва - столица России. Кто знает, что значит слово «столица»? (Столица - главный город страны.) - Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? (Все города хороша, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.) - Рассмотрите изображение герба Москвы. Вот и в гербе Москвы изображен герой - святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные. (Белый, красный, синий, золотой.) - Что они могут значить? (Золотой - цвет хлеба, золото куполов; синий - цвет мирного неба; красный - цвет победы, силы; белый - цвет чистоты, добра. А все вместе напоминает хлеб-соль на красной скатерти - знак уважения к гостям открытой, щедрой души города.) - Москва - столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна. А чем примечателен наш родной город (село)? Чем мила нам наша родная сторона? За что мы любим наш родной город (село)? Давайте вспомним, о чем мы говорили на наших занятиях, О чем рассказывали вам дома? Что вы сами заметили, гуляя по нашим улицам? Представьте себе, что вас об этом спрашивают люди, приехавшие из другой страны, и вам нужно рассказать все самое лучшее. Рассказать так, чтобы гости тоже полюбили наш город. - Давайте покажем на карте расположение родного города (села) и определим, насколько далеко он находится от Москвы. - Мы столько хорошего сказали о нашем городе. Как вы думаете, сумеют ли жители других городов найти такие же сердечные слова для своих городов, для своей малой Родины? В наших сердцах главный город тот, в котором мы родились. Давайте рядом с гербом Москвы поместим герб нашего родного города. Кто из вас знает, как он выглядит, когда возник, что означает? - А теперь поиграем в подвижную игру «Хлопки». Встаньте парами и хлопайте в ладоши в такт считалки. Кто в конце текста вслед за последним хлопком успеет первым произнести имя своего партнера, тот и «поделился». Катилась торба с великого горба. В этой торбе - Хлеб, соль, вода, пшеница. С кем ты хочешь поделиться? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных Людей! 3. Музыкально-ритмические движения. «Мальчики и девочки идут» (муз. В. Золотарева). 4. Составление рассказа «Здравствуй, мамочка моя!» на основе имеющегося опыта. - А теперь волшебный клубок привел нас к родному дому. Кто встречает нас дома? (Мамочка.) - Как зовут ваших мам? - Какую помощь вы оказываете своей маме? - Как проводите вместе время? Послушайте пословицу: «При солнышке светло, а при матушке - добро». Как вы ее понимаете? - Что общего между солнечным светом и любовью матери? - Я нарисую на доске солнце материнской любви, а вы должны перечислить качества своих мам, от которых вам становится тепло и светло. Все сказанное вами я запишу на лучах солнца материнской любви. - Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца? - Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой? - Давайте нарисуем волшебные мамины глаза. 5. Рефлексия. - Итак, наше путешествие с волшебным клубочком закончилось. Мы побывали в столице нашей родины. Украсили солнце материнской любви. Это солнце мы повесим в фойе для наших мам.