Предварительная работа. Дайте задание родителям
сходить со своим ребенком в овощной магазин и купить там разные овощи. Дома
малышу следует рассмотреть и попробовать на вкус морковь, репу, огурец,
помидор, капусту. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что лук и чеснок
на вкус резко отличаются от остальных овощей. Лук и чеснок — едкие, жгучие, но
при этом очень полезные.
Попросите родителей провести с ребенком дома знакомую
игру «Узнай на вкус». Для этого малышу надо дать попробовать разные виды сырых
овощей, нарезанные маленькими кусочками, и спросить, что это за овощи. Затем
вместе с ребенком можно приготовить салат из овощей и угостить им всех членов
семьи. Поручите маме пригласить малыша на кухню во время приготовления обеда.
На первое можно сварить щи или борщ, а на второе поджарить или сварить
картошку. Пусть малыш поможет маме и прокомментирует, какие овощи понадобились
для приготовления обеда.
В свободное время рассмотрите с детьми натуральные
овощи или их муляжи. Положите на поднос картошку, репу, морковь, огурец и
помидор. Попросите одного из детей взять с подноса морковку, рассмотреть ее,
пощупать, назвать цвет (красный), форму (длинная с острым кончиком) и передать
товарищам по цепочке. Последнему из детей поручите положить овощ в мешочек.
Так же исследуйте и остальные из перечисленных овощей. При этом обращайте
внимание детей на форму овощей: помидор — круглый, репа и картошка — овальные,
но у репки есть хвостик, огурец длинный. Важно отметить, что помидор гладкий, а
огурец в пупырышках.
Чему учим детей:
— даем представление об овощах, о том, где они растут
(в огороде);
— расширяем активный словарь детей за счет имен
существительных (картошка, морковка, капуста, свёкла, репа); глаголов
(откусить, жевать, грызть, проглотить, сорвать, выдернуть и др.);
— употреблять в речи имена существительные в дательном
падеже во множественном числе;
— развиваем все виды моторики: общую, мелкую,
артикуляционную;
— выполнять самомассаж языка;
— координировать речь с движением, развиваем чувство
ритма;
— развиваем зрительное, тактильное и слуховое внимание,
фонематический слух (учим различать близкие по звучанию междометия — «ух!» и
«ох!»);
— уточняем и закрепляем в памяти детей названия цветов
(красный, желтый, зеленый, синий); формы (круглый, овальный), величины
(большой, маленький);
— количественному счету в пределах пяти.
Оснащение: мешочек из яркой ткани; поднос; муляжи
овощей или натуральные овощи: картошка, репа, морковь, огурец и помидор;
игрушечный заяц; пособие «Огород» (см. с. 34); пособие «Корзина».
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять—
что мы будем покупать?
Раз, два, три, четыре, пять — (Шагать на месте.)
Что мы будем покупать?
Картошку, морковку, (Хлопать в ладоши.)
Репу и свёклу,
Помидоры, огурец,
И капусту, наконец!
Попросите детей вспомнить, что они покупали с мамой в
овощном магазине и как одним словом называются все эти плоды. (Овощи.)
Предложите малышам сесть на стульчики.
2. Что в мешочке?
Скажите, что вы сегодня тоже ходили в овощной магазин
и купили разные овощи, которые положили в этот мешочек.
Попросите детей постараться отгадать, какие овощи там
лежат. Для этого попросите малышей по очереди засунуть руку в мешок, нащупать
там один из овощей и назвать его. Только после этого овощ можно вынуть из
мешочка и проверить правильность своего ответа. Если ответ был правильный, то
овощ кладется на поднос, а если ребенок допустил ошибку, то овощ следует
вернуть в мешочек и выполнить задание еще раз.
3. Разные овощи.
Попросите детей встать и вместе с вами изобразить
разные овощи. Читайте рифмовки и одновременно выполняйте разнообразные
движения:
Посмотрите, помидор — (Протянуть вперед руки, округлить их и
переплести пальцы.) Толстый, сахаристый,
Красный и мясистый.
Улыбнулись, (Улыбнуться.)
Откусили, (Сохраняя на губах улыбку,
открыть рот, а затем закрыть,
щелкнув зубами.)
Пожевали, («Пожевать» зубами широкий
кончик языка — высунуть его
между зубами и
несколько раз слегка прикусить зубами, одно временно произнося слоги
«та-та-та».)
Проглотили — «ам»! (Широко открыть рот и
произнести «А-м-м-м».)
Ну, а это рядом репка — (Поставить руки на пояс.)
Толстая да крепкая (Надуть щеки.)
Круглая,
Да сладкая. (Почмокать губами.)
Понравилась, ребятки, вам?
А теперь, как зайка, ловко (Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы
и в быстром Погрызите-ка морковку. темпе пощелкать зубами.) Вот так...
4. Зайкин огород.
Покажите детям игрушечного зайчика. Передвигайте его
так, как будто он прыгает. Скажите от имени зайца:
«Кто-то тут меня искал?
Я к вам тут же прискакал!
Позову я вас, ребятки,
На подмогу — в огород.
Чтобы все собрать на грядках,
Нужен дружный мне народ.
Ребята, в моем огороде на грядках выросло много
овощей. Мне одному их будет не собрать, поэтому я пришел к вам за помощью.
Поможете? Идите за мной».
Проводите детей к стульчикам, стоящим у мольберта. На
мольберте установлено пособие «Огород». Зайчик спрашивает детей о том, какие
овощи созрели в его огороде. Дети называют: помидоры, огурцы, морковь, репа,
свёкла. Зайчик объясняет детям, что огурцы и помидоры висят над грядкой на
веточках — их надо будет срывать, а свёкла, репка и морковка растут прямо из
земли. Их нужно выдергивать — тянуть из земли.
Сообщите детям, что вы собираетесь сделать, а затем
покажите, как это надо выполнять. Произносите следующие фразы: «Я сорву
помидор. Я сорву огурец. Я выдерну морковку. Я выдерну репку».
Попросите детей помочь зайчику собрать урожай. Для
этого приглашайте малышей по одному к мольберту и спрашивайте, какой овощ он
хочет сорвать с веточки, а какой выдернуть из земли. Пусть каждый сначала
скажет, а потом выполнит соответствующие действия. Собранные овощи складывайте
в пособие «Корзина».
5. Устали!
Похвалите детей за то, что они собрали так много
овощей (покажите пособие «Корзина»). Скажите:
В огороде мы старались — (Нагнуться.)
Низко к грядке нагибались. (Выпрямиться и широким жестом развести руки в
стороны.)
Весь собрали урожай.
Вот он. Зайка, получай! (Повесить зайчику на лапку корзину.)
Продолжите:
Свёклу из земли таскали — (Нагнуться и по очереди совершать руками
хватательные
— Ух! Ух! Ух! движения.)
И немножечко устали — (Выпрямиться, положить ладони на
поясницу, повернуться
— Ох! Ох! Ох! корпусом в одну, в другую сторону.)
Попросите детей слушать вас внимательно и показать
соответствующие действия. Произнесите междометия: «Ух! Ух! Ух! Ох! Ох! Ох! Ух!
Ух! Ух! Ух! Ух! Ух! Ох! Ох! Ох!»
Затем попрощайтесь с зайчиком и предложите ему и в
следующий раз обращаться за помощью к ребятам в детский сад.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Во саду ли, в огороде»
Цель: закреплять у детей знания о месте произрастания
овощей и фруктов; развивать общую моторику.
Описание игры. Прочитайте детям стихотворение:
— Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
— Очень нужные продукты
Для всех — овощи и фрукты.
Спросите малышей, где растут фрукты. Если необходимо,
уточните, что в саду на деревьях. Для того чтобы их сорвать, надо встать на
цыпочки и потянуться руками вверх. (Покажите это движение.)
Затем уточните, где растут овощи. Овощи созревают в
огороде на грядках. Чтобы их собрать, надо нагнуться к земле. (Покажите
движение.) Попросите детей слушать вас внимательно и движением и словом
отвечать на вопрос: «Где растет тот или иной плод?»
Педагог
Помидоры.
Яблоки.
Сливы.
Морковь.
Лук.
Груши.
Огурцы.
Апельсины.
Дети
В огороде на грядке.
В саду на деревьях.
В саду на деревьях.
В огороде на грядке.
В огороде на грядке.
В саду на деревьях.
В огороде на грядке.
В саду на деревьях.
Движения, выполняемые педагогом и детьми
(Нагнуться, опустить руки вниз.)
(Встать на цыпочки и потянуться руками вверх.)
(Встать на цыпочки и потянуться руками вверх.)
(Нагнуться, опустить руки вниз.)
(Нагнуться, опустить руки вниз.)
(Встать на цыпочки и потянуться руками вверх.)
(Нагнуться, опустить руки вниз.)
(Встать на цыпочки и потянуться руками вверх.)
Игра «Загадки в конвертах»
Цель: учить детей отгадывать описательные загадки,
закреплять знание четырех основных цветов; закреплять знание геометрических
фигур: квадрата и треугольника.
Описание игры. Покажите детям конверты разного цвета и
формы (см. с. 35) и скажите, что Зайчик прислал им загадки про овощи, которые
они собирали в огороде. Прежде чем достать из конверта письмо с загадкой,
уточните у детей, какого цвета и формы конверт. (В каждом конверте должно быть
по 2-3 загадки.)
Затем выньте из конверта письмо-загадку и прочитайте
ее. Рисунок-отгадка находится на обратной стороне письма. Этот рисунок
демонстрируется детям после того, как загадка будет отгадана.
Описательные загадки об овощах:
Желтая, овальная, с длинным хвостиком, растет в земле.
(Репа.) Красная, длинная, с острым кончиком, растет в земле. (Морковка.)
Зеленый, длинный, с пупырышками. Висит над грядкой. (Огурец.) Красный, круглый,
сочный, гладкий, с тонкой кожицей. Висит над грядкой. (Помидор.)
Игра «Утешим зайчика»
Цель: развивать у детей мимику, мелкую моторику;
воспитывать сочувствие к переживаниям других.
Описание игры. Покажите детям рисунок «Зайчик плачет».
Скажите малышам, что зайчик голодный, он хочет кушать. Затем предложите детям
нарисовать, слепить или сложить из частей разрезную картинку — морковку и
угостить зайца.
Когда дети выполнят задание, покажите им другой
рисунок — «Зайчик смеется» и поблагодарите малышей от его имени за подарки.
Затем попросите детей с помощью мимики изобразить,
каким грустным был голодный зайчик, и каким веселым он стал, когда получил
подарки от ребят.
Игра «Две корзины»
Цель: учить детей образовывать имена существительные с
помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: помидорчик, огурчик, репка,
морковочка, свеколка.
Описание игры. Покажите детям два пособия-корзины —
большую и маленькую. Скажите, что в них надо разложить овощи. Дайте детям по
два вырезанных из цветного картона овоща: большой и маленький. Овощи могут быть
следующие: помидоры, огурцы, репа, свекла, морковь, капуста...
Покажите, как надо раскладывать овощи в корзинки,
исходя из их размеров: большие овощи — в большую корзину, а маленькие овощи — в
маленькую корзиночку. Выполняя действия, нужно говорить: «Я кладу в большую
корзину морковку, а в маленькую корзиночку — маленькую морковочку». И так
далее.
Игра «Подуй на лучок»
Цель: развивать у детей физиологическое дыхание.
Описание игры. Покажите детям пособие «Лучок» и
предложите подуть на него. Продемонстрируйте, как для этого надо сложить губы
трубочкой и пустить целенаправленную воздушную струю на легкие «перышки» лука,
сделанные из папиросной бумаги. |