Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене
сезонов года и продемонстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите
внимание детей на то, что зимой деревья стоят с голыми ветками, а весной на них
появляются зеленые листочки. Вспомните вместе с малышами рифмовку:
Попросите малышей самих не спеша вращать стрелку на
пособии, и вместе называйте то время года, на которое она указывает.
Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за
изменениями, происходящими в природе весной. Скажите:
Зимой было холодно, повсюду лежал снег, на реках был
лед. А теперь, когда пришла весна, солнце стало припекать, снег начал таять,
побежали ручейки, с крыш повисли сосульки, зазвенела капель, радостно запели
птицы, а на деревьях набухли почки, и совсем скоро вырастут первые листочки.
Дайте детям образец рассказа о весне. Для этого
предъявляйте малышам картинки и сопровождайте их фразами: «Весной ярко светит
солнце. Весной тает снег. Весной тает лед. Весной появляются подснежники.
Весной на деревьях вырастают зеленые листочки. Весной радостно поют птицы».
Прочитайте детям стихотворение А.Н.Плещеева «Весна»:
Раз, два, три, четыре, пять
Это каждый должен знать:
Лето, осень и зима,
А потом придет весна.
От времени года
Зависит погода.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!..
Загадайте детям весенние загадки.
Зимой на земле лежал,
А весной ручейком побежал. (Снег)
Зимою реки покрывал,
Весной разбился и пропал.(Лед)
Висят они под крышей
И капают.
Ты слышишь?
Кап-кап-кап.
Зимой их не бывает,
Весною вырастают,
А к осени желтеют,
На землю опадают.
(Сосульки)
(Листья)
Разучите с детьми потешку:
Солнышко, колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас скорей разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Чему учим детей:
— закрепляем представление о временах года, знакомим с
признаками весны;
— вводим в активный словарь имена существительные
(весна, капель, ручей, луч, льдина, подснежник, кочка, почка, верба, поляна);
глаголы (обогреть, таять, журчать, набухать); имена прилагательные (жаркий,
зимний, весенний); наречия (ярко, радостно, тепло);
— составлять коллективный рассказ о весне по
картинному плану;
— развиваем все виды моторики: общую, мелкую и
артикуляционную;
— вызываем звук [с];
— развиваем интонационную выразительность речи, учим
хором читать знакомую потешку;
— координировать речь с движением и развиваем чувство
ритма;
— подбирать предметы по цвету, закрепляем название
желтого и белого цвета;
— развиваем зрительное и слуховое внимание;
— соблюдать правила подвижной коллективной игры;
— количественному счету.
Оснащение: картинки для составления рассказа о весне,
картонный круг желтого цвета с обеих сторон (диаметр 15 см); коробочка с прищепками
красного, синего, зеленого и желтого цвета (желтые прищепки по количеству
детей); пособие «Полянка», узкие голубые ленточки— «ручейки»; маленькие
веточки вербы; вырезанные из бумаги цветы подснежники по количеству детей.
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять—будем мы весну встречать.
Прочитайте вместе с детьми рифмовку, одновременно
совершая разнообразные движения.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем мы весну встречать. (Шагать на месте.)
Весна-красна, иди скорей —
Землю солнцем обогрей! (Хлопать в ладоши.)
Пусть тает снег, (Поставить руки перед грудью,
а затем волнообразными
движениями
развести их в стороны.)
Исчезнет лед, (Поставить руки перед
грудью, а затем развести их в стороны.)
А птичка песенку споет. (Помахать руками, как крыльями.
Взрослый свистит,
как птичка, или
произносит «ти-ти», «ти-ти».)
Скорей набухнут почки, (Сжать кулаки и поднять руки вверх,
согнув их в локтях.)
И вырастут листочки. (Разжать кулаки, пальцы в ладонях
при этом не разъединять,
изображая листья.)
Предложите детям сесть за стол и рассказать о весне.
2. Рассказ о весне.
Показывайте детям знакомые им картинки о весне и
стимулируйте их произносить фразы. Начинайте фразы словом: «Весной ...», а дети
пусть их продолжают, например: «... ярко светит солнце».
Весной ... тает снег.
Весной ... тает лед.
Весной ... появляются подснежники.
Весной ... на деревьях вырастают зеленые листочки.
Весной ... радостно поют птицы.
3. Солнышко лучистое.
Скажите детям, что снег и лед тают потому, что их
растопило своим теплом жаркое весеннее солнце. Предложите малышам показать,
какое весной солнышко — яркое и лучистое. Предъявите детям желтый круг из
плотного картона и предложите подобрать к нему по цвету подходящие лучики.
Дайте малышам коробочку с прищепками разного цвета. Попросите малышей взять из
нее по одной прищепке такого же цвета, как солнышко. Покажите детям, как
прикрепить прищепку к картонному кругу. Уточните у малышей, какой формы
солнышко, вместе сосчитайте, сколько у него лучиков.
4. Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко...
Предложите детям поиграть с солнышком в веселую игру.
Для этого попросите малышей «выйти на лужок и сделать кружок»—встать в хоровод.
Сами займите место в центре круга. Начните чтение знакомой детям потешки, а они
пусть подхватят ее хором.
Солнышко, колоколнышко, (Взрослый стоит в центре круга и держит
Ты пораньше взойди, у себя
за спиной солнышко, а дети в это время
Нас скорей разбуди: идут по кругу, держась за руки.)
Нам в поля бежать, (Взрослый поднимает солнышко
над головой
Нам весну встречать! и кружится на месте, а дети останавливаются,
поднимают
руки над головой и хлопают в ладоши.)
Затем вновь спрячьте солнышко за спину и повторите
игру сначала.
5. Весенняя картина.
Поставьте на стол пособие «Полянка» и предложите детям
сделать из зимней полянки весеннюю. Покажите малышам на вату, лежащую на
«кочке», сделанной из пластилина и скажите:
Весной солнце припекает
Снег все тает, тает, тает...
Помогите малышу освободить полянку от снега.
Предложите малышам отрывать от большого куска ваты — «сугроба» — по маленькому
клочку и класть их в ведерко. После этого скажите:
Тает, тает всюду снег.
Ручейки пустились в бег.
Дайте детям узкие голубые ленточки — «ручейки» и
разложите их на полянке. Продолжите рассказ:
На реке растаял лед,
Видишь, льдинами плывет.
После этих слов снимите с модели реки белую бумагу—
«лед» и покажите детям, как от нее можно оторвать кусочек. Получившуюся таким
образом «льдину» положите на голубую модель реки. Пусть каждый из детей
оторвет от бумаги по кусочку— «льдине» и положит его на поверхность реки.
Дайте детям по небольшой веточке вербы и скажите:
А на вербе почки —
Мягкие комочки.
Покажите детям, как, держа веточку в одной руке,
обхватить ее ладонью другой руки и провести от основания кверху. Спросите у
детей, какие у вербы почки (мягкие, пушистые, белые).
Покажите детям, как «посадить» веточки вербы —
вставить в отверстия на пособии «Полянка». Продолжите рассказ:
Подснежники-цветочки
Расцвели на кочке.
Сами положите на кочку из пластилина один цветок.
Остальные подснежники дайте малышам и попросите их «посадить» — положить рядом
с вашим подснежником на ту же кочку. Спросите детей, какой теперь стала
полянка: зимней или весенней (весенней) и почему (на земле мало снега, бегут
ручейки, выросли подснежники, по реке плывут льдины, на вербе почки).
7. Весенняя песенка.
Прочитайте детям стишок:
На полянке песенка
Целый день слышна.
Кто придумал песенку?
Солнце и весна!
Предложите детям послушать и запомнить весеннюю
песенку. Длительно произнесите звук [с-с-с] (при этом широко улыбайтесь, а
языком упирайтесь в нижние зубы). Скажите, что это песенка водички, ее поют все
весенние ручейки. Предложите детям встать, взяться за руки, а потом пойдите
друг за другом, изображая ручеек. Сами идите впереди и змейкой ведите за собой детей.
При этом все вместе пойте песенку водички: «С-с-с».
Похвалите детей за то, что они так хорошо рассказали о
весне, сами сумели превратить зимнюю полянку в весеннюю и даже спели самую
главную весеннюю песенку.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Туча, туча, улетай»
Цель: развивать физиологическое и речевое дыхание.
Описание игры. Покажите малышам пособие «Солнышко и
туча» в том положении, когда солнце закрыто бумажной тучей, прикрепленной к
картинке с помощью нитки. Скажите:
Туча солнце закрывает
И весну к нам не пускает.
Давайте прогоним тучу,
Погода станет лучше.
Покажите детям, как надо подуть на пособие, чтобы туча
улетела. Для этого расположите пособие в горизонтальной плоскости. Скажите:
Туча, туча, улетай!
Солнышко не закрывай.
Затем подуйте на бумажную тучу так, чтобы она слетела
с картинки. Предложите детям по очереди повторить слова и действие. Скажите
малышам, что теперь будет ярко светить солнце и совсем скоро придет весна.
Игра «Воробей»
Цель: развивать у детей навык речи с движением.
Описание игры. Прочитайте детям стихотворение
М.Клоковой «Зима прошла», сопровождая его соответствующими движениями:
(Прыгать, изображая воробьев.) (Прыгать и чирикать.)
(Длительно произносить звук [с], разводя руки в стороны.)
(Прыгать и произносить: «Скок-скок-скок!».) (Прыгать и произносить: «Прыг,
прыг, прыг!».) (Прыгать и чирикать.)
Игра «Похожие слова»
Цель: учить выполнять объемную аппликацию; развивать
фонематический слух — различать близкие по звучанию слова («кочка» и «почка»).
Описание игры. Покажите детям пособие «Полянка» и
прочитайте рифмовку:
Кустик на кочке,
На кустике почки.
И скажите: «Кустик вербы вижу, а вот почек на нем еще
нет». Предложите малышам взять комочки ваты (они должны быть заранее
подготовлены педагогом), обмакнуть их в клей и приклеить на ветки куста.
Когда работа будет закончена, еще раз прочитайте детям
рифмовку и одновременно покажите на картинке-аппликации сначала кочку, а потом
почки на кустике вербы. По очереди попросите детей указательным пальчиком
показать на картине то, что вы сейчас назовете. Произносите пары слов с
паузами: «кочка, почка» или «почка, кочка».
Игра «Чего весной не стало?»
Цель: закреплять в речи детей имена существительные в
родительном падеже.
Описание игры. Напомните детям, что зимой были морозы,
повсюду лежал снег, реки сковывал лед...
Теперь пришла весна. Попросите малышей помочь вам
рассказать, чего не стало весной. Вы произносите фразу, а дети будут
договаривать последнее слово:
Зимой были морозы, а весной нет ... (морозов).
Зимой были снежинки, а весной нет ... (снежинок).
Зимой был снег, а весной нет ... (снега).
Зимой были сугробы, а весной нет ... (сугробов).
Зимой был лед, а весной нет ... (льда).
Игра «Вспомни и скажи»
Цель: развивать память детей; расширять глагольный
словарь.
Описание игры. Произнесите словосочетания и попросите
детей их запомнить: «Светит солнце. Тает снег. Журчат ручейки. Поют птицы.
Распускаются подснежники».
Воробей с березы
На дорогу — прыг!
Больше нет мороза —
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек,
И не зябнут лапки —
Скок, скок, скок!
Высохнут овражки —
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки —
Чик-чирик!
Затем произнесите по одному слову из этих
словосочетаний и попросите детей вспомнить второе слово. Спросите малышей, что
весной делает солнце, снег, ручейки, птицы, подснежники; что весной светит,
тает, журчит, распускается; кто поет.
Игра «Птичьи голоса»
Цель: развивать слуховое внимание и чувство ритма.
Описание игры. Прочитайте детям строки о весне:
Приходит весна — зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
Покажите детям игрушку-птичку и предложите малышам
послушать, как она радуется весне — поет свою песенку. Произнесите
звукоподражание «ти-ти». При этом два раза наклоните птичку вперед, одновременно
с произнесением звукоподражаний. Попросите детей повторить песенку птички по
памяти.
Скажите, что птичка умеет петь разные песенки, и
произнесите то же звукоподражание, но уже не два, а три раза «ти-ти-ти». В
следующий раз предложите очередной вариант ритмического рисунка: «ти-ти» —
«ти-ти». Каждый раз просите малышей самих пропеть услышанную ими песенку.
Примечание.
Если игрушечная птичка снабжена пищалкой, то игру можно провести еще одним
способом. Сначала сами нажимайте на птичку от 1 до 4 раз, а затем по очереди
давайте птичку детям и просите их воспроизвести нужное количество звуков. |