Предварительная работа. Покажите детям картинки с
изображением домашних животных и птиц и расскажите о домашних животных: кошке,
собаке, корове и лошади, а также о домашних птицах: курице, петухе, утке, гусе.
Объясните, что домашними их назвали за то, что они живут рядом человеком. Люди
ухаживают за животными: кормят их, строят для них дома. А животные дают своим
хозяевам пищу: молоко, яйцо, мясо. Многие домашние животные помогают людям в
хозяйстве. Так, кошка ловит мышей, собака охраняет дом, лошадь возит грузы.
Покажите детям домашних животных на картинках.
Рассмотрите животных и назовите части их тела.
Обратите внимание малышей на рога и копыта у коровы, копыта и гриву у лошади.
Особенно внимательно рассмотрите домашних птиц. Покажите клюв и крылья,
посчитайте, сколько лап. Покажите малышам гребешок и бородку у петуха и курицы.
Сравните, у кого она больше. Сообщите детям, что у птиц тело покрыто не
шерстью, а перьями. Затем задайте детям вопросы:
У кого из домашних животных есть рога? (У коровы.)
У кого пушистая шубка и острые коготки? (У кошки.)
У кого из домашних животных есть копыта? (У лошади и
коровы.)
У кого есть крылья? (У птиц —курицы, петуха, утки и
гуся.)
У кого есть длинный хвост и грива? (У лошади.)
У кого есть перья и клюв? (У птиц — курицы, петуха,
утки и гуся.)
У кого из птиц большой нарядный хвост и красный
гребешок? (У петуха.)
Расскажите детям о том, чем питаются домашние
животные: корова и лошадь жуют траву и сено, а кошка и собака едят мясо, кашу,
суп, лакают молоко. Домашние птицы клюют зерно, травку, червяков.
Напомните детям, кто из домашних животных как подает
голос. При этом обязательно употребляйте глаголы: лает, мяукает, мычит...
Спросите детей, как лает собака (Ав-ав), как мяукает кошка (Мяу), как мычит
корова (Му-му), как ржет лошадь (Иго-го), как кудахчет курица (Ко-ко), как
крякает утка (Кря-кря), как гогочет гусь (Га-га), как поет петух (Ку-ка-ре-ку).
Проведите игру «Загадки в конвертах». Для этого
возьмите конверты разного цвета и формы (треугольный, квадратный и
прямоугольной) и вложите в них предметные картинки с домашними животными.
Уточните с малышами, какого цвета и формы каждый конверт, а затем загадайте
детям загадки. Когда очередная загадка будет отгадана, достаньте из конверта
соответствующую картинку и предъявите ее детям.
Если нужно, громко лает
Дом хозяйский охраняет.
(Собака)
Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки. (Кошка )
У нее большая грива,
Встает на заре,
Поет на дворе.
На голове гребешок.
Кто же это?.. (Петушок)
Есть копыта, есть и хвост.
Скачет быстро и красиво,
Просто глаз не отведешь.
(Лошад )
С луга идет, травку жует,
Говорит: «Му, молока кому?»
(Коров )
Скажите: «У мамы-курицы — ребенок цыпленок, у мамы-собаки
— щенок, у коровы — теленок, у лошади — жеребенок, а у кошки — котенок».
Попросите детей назвать детеныша мамы-утки —... (утенок), гуся—... (гусенок).
Называя детенышей животных, каждый раз показывайте малышам соответствующую
картинку.
Прочитайте детям стихи и народные потешки о домашних
животных. При этом показывайте на игрушке названые в стихотворении части тела
или описанные в них действия.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
(Погладить лошадку по спине.) (Расческой причесать
хвост.)
(А.Барто )
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючка,
Шубка пестрая,
Зубки острые. (М.Клокова)
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые. (Народная потешка)
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку — на донышко.
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье! (Народная потешка )
Читая потешку, выполняйте соответствующие движения:
(Показать хвост.) (Погладить собачку по спине.)
(Показать у собаки рот.)
(Погладить кота по спине.) (Показать усы.) (Показать
глаза и рот.)
(Погладить коровку по спине.) (Протянуть ладони к
корове.)
Наши уточки с утра—
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно —
Кко-кко-кко! Кко-кко-кко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку! (Народная потешка)
(Идти по кругу вперевалочку, как утки, и произносить
звукоподражание.)
(Идти, вытянув шеи вперед и отставив руки назад, как
крылья.)
(Остановиться, встать лицом в круг и бить себя руками
по бокам.)
(Встать на цыпочки, вытянуть шею вверх.)
Разучите с детьми потешку «Как у нашего кота...»
Чему учим детей:
— даем представление о домашних животных; о том, какую
пользу они приносят, о необходимости заботиться о них;
— расширяем активный словарь детей за счет имен
существительных - названий домашних животных и их детенышей, знакомим с
названиями частей тела зверей и птиц; вводим в пассивный словарь детей названия
жилищ разных животных (будка, коровник, конюшня, курятник, птичник);
— расширяем активный словарь детей за счет глаголов
(лаять, мяукать, мычать, ржать, кудахтать, гоготать, крякать, кукарекать);
—развиваем все виды моторики: общую, мелкую и
артикуляционную;
— координировать речь с движением, развиваем чувство
ритма;
— развиваем у детей голос (умение воспроизводить
одинаковые звукоподражания низким и высоким голосом), интонационную
выразительность речи;
— развиваем зрительное и слуховое внимание (узнавать
разные звукоподражания— голоса животных), формируем фонематический слух
(различать близкие по звучанию слова — «кис-кис» и «кыш-кыш»);
— согласовывать слова в предложении в роде, числе и
падеже, употреблять в речи предлог «для», образовывать названия детенышей от
названия взрослого животного;
— строить фразы по образцу, отвечать на вопросы
педагога полными ответами, декламировать знакомые стихи;
—выкладывать домик из счетных палочек по образцу;
— считать до пяти.
Оснащение: наборное полотно; сюжетные и предметные
картинки «Домашние животные и птицы»; картинки с детенышами домашних животных;
игрушка бибабо кот; блюдце; рисунок-образец «Дом из счетных палочек», по одному
треугольнику и 4 счетные палочки на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять—
как животных нам назвать?
Прочитайте вместе с детьми рифмовку, совершая при этом
ритмические движения:
Раз, два, три, четыре, пять —
Как животных нам назвать? (Шагать на месте.)
Самых близких, самых верных,
Каждый знает их, наверно. (Хлопать в ладоши.)
Лошадь, корова, собака и кошка (Указательным пальцем правой руки
загибать
пальцы
на левой руке.)
Как назовем их? Подумай немножко. (Развести руки в стороны, как бы спрашивая у
окружающих.)
В доме с хозяином дружно живут — (Изобразить крышу дома, для этого поднять
согнутые в локтях
руки над головой, соединив кончики пальцев.)
Значит, домашними всех их зовут.
Предложите детям сесть на стульчики и посмотреть
картинки.
2. Наши помощники.
Скажите малышам, что домашние животные наши помощники.
Показывайте детям сюжетные картинки с изображением животных и задавайте
вопросы.
Кто это? (Это собака.) Как она помогает людям?
(Сторожит дом.) Лает и рычит, зубы показывает вот так.
Описание артикуляционного упражнения: приоткройте рот,
оскальте зубы.
Кто это? (Это кошка.) А она что делает? (Мышей ловит.)
Вот так: коготки точила — цап — мышку схватила.
Описание пальчиковой игры: полусогнутыми пальцами
поскребите по столу, а потом хлопните перед собой в ладоши.
А это кто? (Это корова.) Что дает корова? (Молоко.)
Молока мы надоили, всех ребяток угостили.
Описание пальчиковой игры: поочередно сжимайте руки в
кулаки и совершайте ими движения сверху вниз, как будто доите корову. Ребята,
подставляйте чашечки, я налью вам молока.
Описание пальчиковой игры: сложите две ладони вместе в
виде чаши. Когда дети сделают «чашечки», поднесите к ним свою правую руку,
сложенную щепотью, и произнося звук [с], каждому ребенку «налейте молока».
Предложите малышам «выпить молоко» из чашечек — поднести ко рту ладони и
почмокать губами.
Кто это? (Это лошадь.) Как лошадь людям помогает?
(Возит грузы.)
Описание пальчиковой и артикуляционной игры: выпрямите
спину, возьмите в руки воображаемые вожжи и произнесите: «Но, но! Поехали!»
Затем поцокайте языком. Скажите: «Тпру! Приехали!»
А это что за птица? (Это курица.) Что она дает людям?
(Яйца.) Произнесите: «Кудах-тах-тах, снеслась в кустах!» Спросите у малышей: «А
кто еще несет яйца?» (Утки и гуси.)
3. Вышли дети в сад зеленый.
Предложите детям поиграть с домашними животными, а для
этого попросите их выйти на середину помещения и повторять вслед за вами
движения и копировать голоса животных:
Вышли дети в сад зеленый
Танцевать, танцевать.
Ля-ля-ля! (Дети танцуют и повторяют: «Ля-ля-ля!
Ля-ля-ля!».)
Стали гуси удивленно
Гоготать, гоготать...
— Га-га-га! (Дети произносят:
«Га-га-га! Га-гага!» и показывают
пальчиковую
игру «Гуси» )
Серый конь заржал в конюшне:
— Иго-го! Иго-го! (Дети повторяют: «Иго-го!
Иго-го!» )
Для чего кружиться нужно,
Для чего? Для чего? (Дети кружатся.)
И корова удивилась:
— Му-му-му! Му-му-му! (Дети повторяют: «Му-му-му!
Му-му-му!» и показывают Что вы так развеселились?
пальчиковую игру «Корова» )
Не пойму, не пойму! (Сделайте вид, что хотите забодать
детей. Дети разбегаются.)
Описание пальчиковой игры «Гуси»: руки согнуть в
локтях и поднять вертикально перед собой. Ладони установить под прямым углом к
предплечью. Большой палец каждой ладони противопоставить всем остальным
пальцам. Сводить и разводить пальцы, изображая открывающиеся клювы.
Произносить: «Га-га-га!»
Описание пальчиковой игры «Корова»: руки сжать в
кулаки. Указательный палец и мизинец выпрямить. Руки двигать вперед, слегка
покачивая кулаками со словами: «Му-у-у...».
4. Кто как голос подает?
Затем предложите детям сесть на стульчики и попросите
их отгадать, кто еще из домашних животных будет сейчас подавать свой голос.
Произнесите: «Ав-ав!» Дети ответят: «Собака лает». Затем произнесите
звукоподражания: «Ко-ко!» (Курица кудахчет.) «Кря-кря!» (Утка крякает.) «Мяу!»
(Кошка мяукает.)
Покажите детям наборное полотно с выставленными на нем
картинками домашних животных. Задайте вопрос: «Отчего животные так
расшумелись?». Ответьте: «Наверное, у них что-то случилось! И правда. Где же их
детеныши? Все куда-то разбежались, все куда-то подевались». Беспокоятся их
мамы. Зовет мама-лошадь своего маленького жеребенка. Громко ржет: «ИГО-ГО!» А
жеребенок ей отвечает тоненьким голоском: «Иго-го!» (При этом поставьте на
наборное полотно картинку с изображением жеребенка, разместив ее рядом с
изображением лошади.)
Попросите детей озвучить, как кошка-мама зовет своего
котенка. (МЯУ-МЯУ!) И как котенок ей отвечает тоненьким голоском? (Мяу-мяу!)
Аналогично дети произносят звукоподражания низким и
высоким голосом за корову и теленка, за собаку и щенка, за утку и утенка, за
гуся и гусенка. А вы каждый раз выставляйте нужную картинку с изображением
детеныша на наборном полотне.
5. Кот Васька.
Скажите, что людям надо обязательно заботиться о
домашних животных. Спросите детей, есть ли у кого-нибудь из них дома кошка или
собака, как они ухаживают за ними. (Кормят, убирают за животными, ходят с ними
гулять.)
Предложите детям позвать кота Ваську и покормить его.
Поставьте на стол блюдце и скажите: «Кис, кис, кис... На, Васька, молочка. Где
же кот? Не слышит! Ребята, давайте все вместе позовем котика: „Кис, кис,
кис..." и поманим его руками». (Покажите соответствующее движение.) После
этого покажите детям кота—лучше игрушку-бибабо. Изобразите, что котик пьет из
блюдца молоко. Затем предложите малышам прочитать потешку «Как у нашего
кота...» и показать на нем перечисленные части тела, погладить котика.
Когда дети выполнят задание, помурлыкайте за кота,
покажите, как он ласкается, а затем неожиданно посадите игрушку кому-нибудь из
детей на колени. Пусть кот Васька перепрыгнет другому ребенку на плечо,
третьему на голову, за спину и так дальше. Наконец посадите кота себе на плечо.
Скажите детям, что кот Васька слишком расшалился.
Скажите: «Кыш-кыш!» и одновременно махните ладонью свободной руки от себя.
Объясните малышам, что когда зовут кошку, то говорят «Кис-кис1» и манят ее
руками, а когда хотят прогнать, то произносят «Кыш-кыш!» и машут руками от
себя. Попросите детей повторить вслед за вами эти звукоподражания и движения.
Посадите игрушку перед собой на стол и предложите
малышам слушать внимательно и отгадать, что вы сейчас будете делать: звать
кота Ваську или, наоборот, его прогонять. С паузами произнесите: «Кис-кис!»,
«Кыш-кыш!», «Кис-кис!», «Кыш-кыш!», «Кис-кис!», «Кис-кис!» А дети, в
соответствии с тем, что услышат, будут совершать разные движения кистями рук (к
себе или от себя).
6. Домики для животных.
Скажите малышам, что в городе кошка и собака живут с
нами в одном доме, а в деревне для собаки, коровы, лошади и домашних птиц люди
строят специальные дома. Дайте детям по 4 счетные палочки и одному треугольнику
(он будет использоваться в качестве крыши).
Предложите сложить домики для животных из счетных
палочек по образцу. Покажите детям образец для выкладывания домика. Покажите и
назовите части дома: крыша, стены, потолок и пол. Когда дети сами сложат
домики, проверьте, чтобы все палочки плотно примыкали друг к другу — объясните
малышам, что иначе в доме будет холодно — ведь в щели будет попадать дождь и
задувать холодный ветер. Спросите детей, для кого каждый из них построил домик.
Пусть дети ответят фразой: «Я построил домик для коровы» или «Я построил домик
для собаки». Сами вложите картинки с названными животными внутрь каждого домика
и назовите соответствующим словом: «Это дом для собаки. Он называется будка.
Это дом для коровы. Он называется коровник. Это дом для лошади. Он называется
конюшня. Это дом для куриц. Он называется курятник». (Дома для других домашних
птиц называются птичниками.) Похвалите детей за то, что они так хорошо умеют
заботиться о домашних животных.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Мяч катай — слово называй»
Цель: развивать ловкость и внимание; формировать
грамматический навык—учить детей образовывать названия детенышей животных,
употреблять в речи имена существительные во множественном числе
(корова—коровы, собака — собаки, кошка— кошки).
Описание игры. Приготовьте мяч среднего размера.
Прокатите мяч по столу одному из детей и скажите при этом: «Кошка». Попросите
малыша, поймав мяч, послать его вам обратно, назвав при этом детеныша кошки.
Ребенок катит мяч взрослому, говоря: «Котенок». Затем прокатите по столу мяч
следующему ребенку и произнесите название другого животного. И так далее.
Аналогично проведите игру на тему: «Один и много».
Катите детям мяч и произносите названия домашних животных в единственном
числе. Дети ловят мяч и катят его вам, произнося название этого же животного во
множественном числе.
Игра «Собака в будке»
Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику;
закреплять в речи употребление предлогов « на», « в », «под», «за».
Описание игры. Покажите детям пособие «Собака в будке».
Перемещайте собаку относительно будки. При этом каждый раз говорите, где
находится животное: «Собака в будке», «А теперь собака запрыгнула на будку. Где
она? На будке», «Собака спряталась за будку. Где она? За будкой», «Посмотрите,
собака залезла под будку. Где она? Под будкой». Затем по очереди дайте каждому
из детей пособие и попросите спрятать собаку так, как он хочет. Ребенок
выполняет действия и комментирует их, употребляя предлоги «на», «в», «под»,
«за».
Игра «Узнай по тени»
Цель: развивать у детей зрительное внимание; учить
узнавать домашних животных на силуэтном изображении; закреплять в словаре название
черного цвета, навык употребления родительного падежа имен существительных —
названий домашних животных.
Описание игры. Покажите детям картинки с изображением
домашних животных и вместе назовите их. Затем предъявите малышам такие же по очертаниям
картинки-силуэты с изображением тех же домашних животных и попросите узнать их
по тени, а затем сказать, чья это тень: «Это тень собаки, это тень коровы, это
тень кота, это тень лошади, это тень свиньи...»
Игра «Корова и теленок»
Цель: закреплять знание названий частей тела животных;
учить употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном
числе; образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Описание игры. Покажите детям картинку с коровой и
теленком и предложите сравнить животных. Скажите: «У коровы голова, а у теленка
головушка. У коровы рога, а у теленка рожки». Предложите детям назвать у коровы
и теленка нос, глаза, рот, уши; затем — ноги, копыта, спину, живот и хвост.
Аналогично можно дать задание по сравнению любых
домашних животных и их детенышей. Это могут быть звери: лошадь и жеребенок,
кошка и котенок, собака и щенок или птицы: курица и цыпленок, гусь и гусенок,
утка и утенок. |