«Не рвите цветы, не рвите! Пусть будет нарядной Земля!» (занятие по экологии, природе и развитию речи)
11.05.2011, 13:14
Материалы: лист ватмана А3, тонированный зеленой
краской; красная, желтая, синяя, оранжевая гуашь; кисти (щетина) по количеству
детей; поднос, покрытый тонким слоем муки; картинки с изображением насекомых
(бабочка, божья коровка, кузнечик, муравей, пчела, муха, комар), рыб (щука,
окунь и пр.), зверей (дикие и домашние), птиц (дикие и домашние), паука.
* * *
С пригорка — в поле
Картонные куклы находятся в лесу — на проекте
«Игрушечная деревня».
Воспитатель. Недавно мы с Аленкой и Антошкой гуляли в
лесу. Кого мы там видели?
Дети отвечают.
Спустились Аленка с Антошкой с пригорка и очутились в
поле. (Дети перемещают кукол из леса в поле.) Сколько красивых цветов вокруг!
«Аленка, я устал, — сказал Антошка, — давай полежим на травке, отдохнем». —
«Хорошо, — согласилась Аленка, — а потом ты поможешь мне собрать большой,
красивый букет цветов. Мы подарим его Марии». Легли Аленка с Антошкой на траву,
среди цветов, глаза их закрылись, и они заснули. (Дети кладут кукол между
цветов.)
Грустная полянка
Воспитатель. Приснилась детям грустная полянка. (На
столе появляется зеленый лист ватмана (это грустная полянка), краски, кисти,
вода.) Почему же грустит она?
Дети. Грустно полянке без ярких, красивых цветов.
Воспитатель. Развеселим полянку? Нарисуем на ней
цветы?
Дети. Да.
Воспитатель. Заплясали кисточки по полянке. (Дети «тычком»
рисуют цветы.) Покрылась грустная полянка яркими цветами. Как теперь назовем
мы полянку?
Дети. Яркая, красивая, пестрая, веселая.
Веселая полянка
Воспитатель. Залюбовались Аленка с Антошкой полянкой и
увидели, как оживают на ней цветы. (Дети становятся цветами, приседают.)
Поднялись цветы из травы, улыбнулись солнышку, протянули ему свои
листочки-ладошки. (Дети встают, улыбаются, поднимают вверх руки.) Как хорошо,
как приятно! Легкий ветерок раскачивает тонкие стебельки. (Дети плавно
покачиваются из стороны в сторону.) День оказался слишком жарким — лучи солнца
слишком горячи. Люди, птицы и звери спрятались в тень, а рыба ушла в глубину.
Только цветам не спрятаться, никуда не уйти с поля. Как жарко! Как хочется
пить! Вянут цветы: головки свесили, листочки-ручки, как плети висят. (Дети
медленно опускают вниз руки, голову, плечи.) Кто поможет цветам? Кто их
освежит, напоит? Дети. Дождик.
Воспитатель. И вдруг пошел прохладный дождик. Как же
обрадовались цветы! Напились, освежились, распрямились. (Дети выпрямились,
улыбаются.) Спасибо дождю! В это время на поляне появились девочки. Увидев их,
цветы испугались, замерли. (Дети замирают.) Что напугало растения?
Дети. Подумали цветы, что девочки их сорвут.
Воспитатель. Испугались и Аленка с Антошкой за цветы.
Закричали они девочкам: «Не рвите цветы! Не губите их!» Но девочки и не думали
рвать цветы. Они пришли в поле, чтобы полюбоваться ими. Девочки понюхали
цветы, погладили их и пошли дальше. (Воспитатель гладит каждого ребенка по
голове.) Цветы с облегчением вздохнули, улыбнулись, выпрямились, расправили
свои лепесточки. Проснулись Аленка с Антошкой, и стало им стыдно. (Дети
возвращаются к проекту, ставят кукол на ноги.) Как вы думаете, почему?
Дети. Извинились Аленка с Антошкой перед цветами, что
хотели сорвать их.
Воспитатель. И вдруг Антошка увидел, как какой-то
цветок вспорхнул и полетел.
Летающие цветы
Воспитатель. Дети побежали за летающим цветком — решили
поймать его. Но тут навстречу им идет Мария.
— Куда вы бежите, дети?
— Цветок улетел. Мы хотим его поймать и вернуть
обратно.
— Это не цветок, — с улыбкой сказала Мария.
— А кто же это? — удивились Аленка с Антошкой. Что
ответила им Мария?
Дети. Бабочка.
Воспитатель. А потом Мария сказала, что бабочек ловить
нельзя — это может их погубить. Побывав в руках человека один раз, бабочка уже
не взлетит. Смотрите сами. Встаньте вокруг стола, на котором лежит поднос,
покрытый тонким слоем муки. Опустите ладошку в муку. Что случилось с вашей
ладошкой?
Дети. Она покрылась тонким слоем муки.
Воспитатель. Мука похожа на пыльцу, которой покрыты
крылья бабочки. Дотроньтесь чистой ладошкой до ладошки в муке, потрите ее,
погладьте. Что происходит?
Дети. Мука исчезает.
Воспитатель. Также и пыльца на крыльях бабочки. От прикосновения
к тонким, нежным крылышкам легкая пыльца исчезает. Потеряв пыльцу, бабочка не
сможет летать и погибнет. Не ловите бабочек! Любуйтесь ими со стороны.
Шестиногие соседи
Воспитатель. В поле, кроме бабочек, много и других
насекомых. (Перед детьми выставляются картинки с изображением животных:
насекомые, звери, птицы, рыбы, а также паук.) Вы легко их узнаете, посчитав
лапки. Их должно быть шесть — три с одной стороны, три — с другой. (Отберите
насекомых, посчитайте лапки.) Бабочка, божья коровка, кузнечик, муравей,
пчела, муха, комар — это насекомые. Их можно встретить повсюду. Сколько лап у
зверей?
Дети. Четыре.
Воспитатель. Отберите всех зверей, отделите домашних
от диких. Сколько лап у птиц?
Дети. Две.
Воспитатель. Выберите птиц, отделите домашних от
диких. Сколько лап у рыб?
Д е т и. У рыб нет лап, у них плавники.
Воспитатель. Выберите всех рыб. Кто остался на столе?
Дети. Паук, у него восемь лап, он сам по себе.
Обратно в город
Воспитатель. Долго отдыхали Аленка с Антошкой в деревне:
гуляли в лесу, поле, купались в реке, помогали Ивану и Марии ухаживать за
домашними животными. Но пришла пора возвращаться в город. Привязались Аленка с
Антошкой к домашним животным — жалко им с ними расставаться. (Перед детьми выставляется
картинки с изображением домашних животных: корова с теленком, лошадь с
жеребенком, коза с козленком, овца с ягненком, свинья с поросенком, курица с
цыпленком, гусыня с гусенком, утка с утенком, собака со щенком, кошка с
котенком.) Просят они Ивана и Марию: «Отпустите с нами в город кого-нибудь,
пожалуйста». Кого же смогут Аленка с Антошкой забрать в город?
Дети высказывают свои предположения. Подарили Иван и
Мария Аленке с Антошкой щенка и котенка. Довольные вернулись дети обратно в
город со своими новыми друзьями.