Предварительная работа. Расскажите детям, что скоро
будет веселый праздник— Новый год. Перед этим зимним праздником в доме принято
ставить елку. Елка — необычное дерево. Она всегда, в любое время года, остается
зеленой, потому, что ее веточки покрыты не листьями, а маленькими зелеными
иголочками — хвоей. Про елку есть загадка: «Зимой и летом — одним цветом».
Елку приносят в дом и украшают игрушками и
разноцветными фонариками. Во время новогоднего праздника дети водят вокруг елки
хороводы, поют песни и читают стихи. На Новый год из зимнего леса обязательно
приходит Дед Мороз. Добрый Дедушка Мороз приносит для ребят большой мешок с
подарками.
Покажите детям картинку «Праздник Новый год» и
попросите показать и рассказать, где висят игрушки (на елке), где стоит мешок с
подарками (под елкой), где пляшут дети с Дедом Морозом (около елки). Обратите
внимание малышей на то, где висят на елке те или иные игрушки, например, звезда
— наверху, мишура — посередине, фонарик — внизу и т.д.
Разучите с детьми новогодние стихи:
Чему учим детей:
— даем представление о новогоднем празднике;
— расширяем активный словарь за счет имен
существительных (елка, макушка, праздник, подарки, хлопушка, сосулька, свечка);
глаголов (встречать, светиться, звенеть); имен прилагательных (блестящий,
бумажный, стеклянный, бьющийся, елочный);
— согласовывать в речи имена прилагательные с
существительными, образовывать глаголы прошедшего времени 1-го лица;
— декламировать стихи;
— координировать речь с движением, развиваем чувство
ритма;
— развиваем все виды моторики: общую, мелкую и
артикуляционную;
— выполнять артикуляционные упражнения по подражанию;
— развиваем физиологическое и речевое дыхание,
интонационную выразительность речи;
— развиваем зрительное внимание;
— расширяем качественный словарь;
— образовывать имена прилагательные от глаголов и имен
существительных;
— даем представление о пространственных отношениях
(вверху, внизу, посередине);
— количественному счету в пределах пяти;
— отгадывать загадки, развиваем мышление.
К нам на елку, ой-ой-ой!
Дед Мороз пришел живой.
Борода-то, борода,
А на шапке-то звезда.
Добрый Дедушка Мороз
Елку из лесу принес.
Елочка-красавица
Деткам очень нравится!
Наша елка высока,
Наша елка велика —
Выше папы, выше мамы,
Достает до потолка.
Елка новогодняя —
Вот она какая!
Стройная, зеленая,
Яркая, большая!
Оснащение: маленькая искусственная елочка с набором
игрушек; пособие «Новогодняя елка»; пособие «Снежинка».
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять—Новый год пора
встречать.
Прочитайте вместе с детьми рифмовку, совершая
ритмические движения.
Предложите детям сесть на стульчики и рассказать о
том, как они собираются встречать праздник Новый год.
2. Ответь на вопрос.
Попросите малышей ответить на вопросы.
Какой будет праздник? (Новый год.).
Этот праздник зимний или летний? (Зимний.)
Какое дерево поставили в доме? (Елку.)
Чем дети будут украшать елку? (Игрушками.)
Кто принесет детям подарки на Новый год? (Дед Мороз.)
Откуда придет к детям Дед Мороз? (Из леса.)
Что дети будут делать на новогоднем празднике?
(Танцевать, петь, читать стихи.)
3. Украшаем елку.
Поставьте на стол небольшую искусственную елочку и
предложите детям украсить ее игрушками. Для этого дайте елочные игрушки
соответствующей величины. Первую игрушку повесьте сами и скажите: «Я повесила
на елку красный шарик». Пусть дети повесят остальные игрушки, сопровождая свои
действия аналогичными фразами.
Попросите малышей рассказать, какие это игрушки.
Игрушки вешают на елку, значит, они ... (елочные).
Игрушки блестят, значит, они ... (блестящие).
Если игрушки сделаны из бумаги, значит, они ...
(бумажные).
Если игрушки сделаны из стекла, значит, они ...
(стеклянные).
Если игрушку уронить, то она разобьется, значит, она
... (бьющаяся).
Попросите детей быть осторожными и не ронять елочные игрушки.
4. Елочные игрушки.
Попросите малышей посмотреть на пособие «Новогодняя
елка» и показать, какие игрушки висят на елке. Одному ребенку поручите показать
и назвать цвет каждого шарика, другому — сосульки, третьему — хлопушки,
четвертому — колокольчики, пятому — снежинки.
Затем скажите детям: «Давайте попробуем сами
изобразить все эти игрушки».
(Здесь и дальше после чтения рифмовки демонстрируйте
детям артикуляционные упражнения.)
Раз, два, три, четыре, пять (Шагать на месте.)
Новый год пора встречать. (Хлопать в ладоши.)
В доме елка появилась, (Развести руки в
стороны.)
Вся огнями засветилась. (Присесть.)
Висят на ней игрушки (Встать и поднять руки
вверх.)
От пола
До макушки.
Это вот фонарики —
Золотые шарики.
Описание артикуляционного упражнения «Шарик»: надуть
щеки и подержать их так несколько секунд.
А теперь хлопушки —
Шумные игрушки.
Описание артикуляционного упражнения «Хлопушка»:
надуть щеки, как в предыдущем упражнении, но затем легонько стукнуть по ним
кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу.
А вот сосульки тонкие.
Посмотрите, сколько их.
Описание артикуляционного упражнения «Сосулька»:
высунуть изо рта длинный и заостренный язык и подержать его так несколько
секунд.
Колокольчики на елочке висят,
Только тронешь — они сразу зазвенят.
Описание артикуляционного упражнения «Колокольчик»:
приоткрыть рот, водить острым кончиком языка от одного уголка губ до другого.
Упражнение повторить несколько раз в умеренном темпе.
Затем покажите детям пособие «Снежинка» и скажите:
«На снежинку голубую
Я тихонечко подую».
Сначала подуйте на пособие сами, а затем предложите
это сделать каждому из детей. Подносите снежинку ко рту каждого ребенка.
Напомните детям, что губы нужно сложить в трубочку, щеки не надувать.
5. Новогодние загадки.
Предложите детям отгадать новогодние загадки:
Зеленая красавица, Он приходит в зимний
вечер
В лесу она растет. Зажигать на елке
свечи.
А в Новый год нарядится Бородой седой зарос.
И в гости к нам придет. ( Елка ) Кто же это? ... (Дед Мороз)
Когда дети отгадают первую загадку, покажите на
стоящую на столе елочку. А когда назовут Деда Мороза, поставьте рядом с ней
игрушечного деда-мороза.
6. Новогодние стихи.
Попросите детей прочитать стихи, которые они разучили
для Дедушки Мороза. (Стихи были разучены заранее.) После того как каждый
ребенок прочитает стихотворение, похлопайте ему в ладоши вместе с другими
детьми.
Поблагодарите детей от имени Деда Мороза за
прочитанные стихи и скажите, что совсем скоро Дедушка Мороз придет к ребятам на
праздник и принесет им целый мешок подарков.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Сложи елочку»
Цель: развивать зрительное внимание, конструктивные
навыки, пространственные представления.
Описание игры. Загадайте детям загадку: «Зимой и летом
— одним цветом». Когда она будет отгадана, предложите сложить елочки из счетных
палочек. Для этого дайте детям по 4 счетные палочки зеленого цвета. Сами
сложите на рисунке-заготовке елочку-образец. В процессе выкладывания называйте
части елочки: ствол, верхние ветки, нижние ветки.
Затем помогите детям выполнить конструирование из
палочек. Когда работа будет закончена, попросите детей показать у елочки ствол
и ветки, верх и низ. Пересчитайте вместе с детьми количество веток — счетных
палочек.
Игра «Найди одинаковые снежинки»
Цель: развивать зрительное внимание, мышление.
Описание игры. Загадайте детям загадку:
Покружились звездочки В воздухе немножко, Сели и
растаяли На моей ладошке. (Снежинки)
Покажите елочку, украшенную четырьмя снежинками, и
скажите, что эти снежинки не растают, если дети смогут найти среди них
одинаковые.
Игра «Кому какие подарки»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематический
слух детей (умение различать близкие по звучанию слова).
Описание игры. Покажите детям картинку «Даня и Таня».
Скажите малышам, что это брат с сестрой: Даня и Таня. Они получили на Новый год
много подарков: машинку, куклу, уточку и дудочку. Попросите детей слушать вас
внимательно и соглашаться с вашими высказываниями — говорить «да, да, да»,
одновременно кивая головой, или, наоборот, не соглашаться — говорить «нет, нет,
нет», качая головой из стороны в сторону. Произносите фразы:
Дане подарили машинку. (Да, да, да.)
Тане подарили куклу. (Да, да, да.)
Дане подарили уточку. (Нет, нет, нет.)
Тане
подарили дудочку. (Нет, нет, нет.) |