Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цели: формировать понятие о традициях и обычаях
празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; формировать умения
ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях; соотносить
традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни; расширять
представления детей о культуре своего народа; обогащать словарный запас;
развивать звуковой анализ; пересказывать рассказ по плану; обучать ведению
диалога; развивать целостное восприятие.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о
новогоднем празднике, о лесных жителях, сопровождая эмоциональной речью;
рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании
музыкальных произведений П. И. Чайковского и В. Герчик.
Материалы и оборудование: П. И. Чайковский «Щелкунчик»;
картинки с изображением зайца и лисы, разрезанные на части; иллюстрации с
изображением новогодней елки; новогодние игрушки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Любой из нас, конечно, ждет
Веселый праздник Новый год!
Но больше всех на свете
Ждут этот праздник ... (дети).
- Сегодня вы узнаете, как праздновали Новый год на Руси,
какие обряды выполняли и какие из обычаев этого древнего праздника дошли до
наших дней.
2. Беседа об истории праздника.
- Ребята, а что вам известно об этом празднике?
- Новый год - это один из самых любимых народом
праздников. Но он не всегда праздновался 1 января. В древности русичи отмечали
начало Нового года 1 марта, в конце XV века праздник был перенесен на 1
сентября. Цари встречали его на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах
на престоле, окруженные боярами и именитыми людьми. Патриарх кропил всех святой
водой, давал целовать крест и поздравлял с Новым годом. В 1699 г. Новый год
последний раз праздновался по древнему обычаю - 1 сентября. В декабре этого же
года Петр I издал указ, в котором велел вести начало года с 1 января. В этом
же указе повелевалось у домов зажиточных горожан, перед воротами, сделать
украшения из хвойных деревьев. Вскоре ёлки и хвойные ветки стали украшать дома.
- Как красива наша ёлка! А вы знаете, что украшение
елочки - очень древний обычай? Наши предки всегда относились с почтением к
этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и даже
бессмертие. К тому же считалось, что морозной зимой добрые летние духи
согреваются именно в пушистой еловой кроне. Чтобы задобрить их, наши предки
оставляли на ветках елей угощения и всякие дары. Этот древний обряд поклонения
ёлке был заимствован немцами.
- Как вы думаете, обязательно ли на Новый год ставить
живую ёлку'?
Начиная с 1 января 1700 г. Новый год в городах стал
праздноваться пышно и торжественно. Так, в Москве еще накануне все были заняты
уборкой улиц и домов. Всюду расставлялись хвойные деревья и развешивались
зеленые ветви. Утром 1 января Москва оглашалась торжественным колокольным
звоном всех церквей. По улицам шло войско со знаменами, барабанным боем и музыкой.
По окончании молебствования вместе с колокольным звоном раздавался гром
пушечных и ружейных выстрелов. Император принимал поздравления, а потом угощал
всех знатных особ, с женами и дочерьми, пышным обедом под музыку и пение, а для
народа перед дворцом и у трех триумфальных ворот были расставлены различные
яства. Вечером все улицы и дома ярко освещались, а перед дворцом зажигали
фейерверк со множеством потешных огней, гремели пушечные выстрелы. Заканчивалось
торжество балом. Такие же торжества устраивались и в других городах.
Воспитатель
проводит игру «Я золото хороню».
- Набрав достаточно еды и угощений, молодежь шла в
посиделочную избу. Её откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за
постой, другую за молчание, чтобы раньше времени никто не узнал, кто кому
приглянулся. Стол в посиделочной избе ставили посредине, все садились по
кругу, взявшись за руки: круг замыкался, очищая и освещая еду. А вот после
ужина начинались игры. В одну из них предлагаю вам поиграть.
- Выходи-ка, детвора! Ждет вас русская игра!
Дети выходят и
становятся в ряд. Кто-нибудь из них рассказывает считалку. Горящий становится
на некотором расстоянии от игроков. Задача горящего - узнать, кому из ребят ведущий
положил в ладони пуговицу. Если горящий угадывает, у кого пуговица, то становится
на место игрока, а ведущий — водит. Если не угадывает, опять водит, а ведущий
раскладывает. Ведущий делает вид, что кладет пуговицу в сложенные лодочкой руки
играющих, приговаривая:
Я золото хороню
У батюшки в терему.
Кому золото
попало,
Там метелкой распахало.
Игра проводится
несколько раз.
3. Усвоение песенных навыков. «К нам приходит Новый год»
(муз. В. Герчик, сл. 3. Петровой).
4. Продолжение работы по теме.
Лиса и заяц - это дикие животные. Заяц - маленький, а
лиса - побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц - травоядное
животное, а лиса - хищник.
- Соберите картинку из частей, чтобы получилось
изображение животного.
- Какое животное у вас получилось? (Заяц.)
- Какое это животное - дикое или домашнее? (Дикое.)
- Докажите, что это дикое животное. (Он живет в лесу, о нем никто не заботится.)
- Как мы называем зайца ласково? (Зайчик, заинька, зайчишка, зайчонок.)
- Послушайте текст.
Заяц к зиме не готовится. Нет у него ни норы, ни гнезда.
Ляжет под куст или в овражек. Шубка у зайчика теплая-теплая, пушистая-пушистая,
белая-белая. Тепло ему в такой шубке и на снегу не видно. Такая шубка и от
мороза спасет, и от охотников и лисы скрывает. Днем заяц спит, но глаза у него
открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости.
А ночью выходит заяц погулять и покормиться. Питается
заяц зимой в основном корой деревьев. Подбежит к дереву, станет на задние лапы
и обгложет кору. Любит заяц погрызть молодые веточки деревьев. Врагов у зайца
много: лисицы, совы, волки, люди — все охотятся за зайцем.
Заяц всех боится и спасается бегством. Зайца спасают его
тонкий слух, острое зрение и сильные, быстрые ноги.
- Составьте текст по вопросам.
- Как зимует заяц? (Заяц
к зиме не готовится.)
- Где он ночует? (Спит
заяц под кустом или в овражке.)
- Какая у зайца шубка? (Шубка зайца теплая, пушистая, белая.)
- Как и когда спит заяц? (Спит заяц днем.)
- Чем заяц питается? (Питается
заяц корой деревьев.)
- Кто у зайца враги? (Врагов у зайца много: лисицы, совы,
волки, люди.)
- Как заяц спасается от врагов? (Глаза зайца открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости. Спасают
зайца от врагов быстрые ноги.)
5. Рефлексия.
- О каком празднике мы беседовали?
- Каких животных мы сравнивали?
- Какую песню исполняли? |