Предварительная работа. Расскажите детям о смене
сезонов года и покажите пособие-часы «Времена года». На них на примере одного
и того же дерева показаны сезонные изменения в природе. Объясните детям, что
весной, когда становится тепло, на деревьях вырастают молодые зеленые листочки.
Все лето они шелестят на ветвях, а к осени начинают желтеть и опадать. Это
время называется листопадом. Зимой, когда холодно и всюду лежит снег, деревья
стоят голые без листьев. Они крепко спят в ожидании весеннего тепла. А когда
придет долгожданная весна, все деревья опять покрываются зеленой листвой.
Сами вращайте на пособии «Времена года» стрелку и
называйте то время года, на которое она указывает. Затем предложите детям
самостоятельно вращать стрелку, останавливая ее напротив каждой из картинок, и
помогайте детям называть сезоны года.
Во время прогулки понаблюдайте с детьми за изменениями
в природе.
От времени года
Зависит погода.
Скажите, что летом было тепло, а осенью стало
прохладно. Осенью часто идет дождь, дует холодный ветер. На деревьях пожелтели
и начали опадать листья. Земля покрылась ковром из опавших листьев. Походите
вместе с детьми по листве, послушайте, как она шуршит под ногами. Затем вместе
с детьми соберите букет из осенних листьев. Прочитайте, а затем разучите с
детьми стихотворение:
Осень, осень, листопад, Листья по ветру летят. Листья
по ветру летят, Под ногами шелестят.
Дома рассмотрите, какой формы, цвета и величины листья
в вашем букете. Найдите листья, одинаковые по форме и цвету.
Покажите детям, как можно по картинкам составить
рассказ об осени. Для этого предъявляйте сюжетные картинки и сопровождайте их
фразами: «1. Наступила осень. 2. Осенью редко светит солнце. 3. Осенью часто
идет дождь. 4. Осенью дует холодный ветер. 5. Осенью листья на деревьях желтеют
и опадают».
Чему учим детей:
—даем представление о временах года;
— уточняем основные признаки осени;
— расширяем активный словарь детей за счет имен
существительных (листопад, лужи, непогода), глаголов (облетать, шуршать,
желтеть);
— согласовывать в речи имена прилагательные с
существительными в единственном и множественном числе (желтый листок, желтые
листья);
— составлять коллективный рассказ об осени по
картинному плану;
— развиваем все виды моторики: общую, мелкую,
артикуляционную;
— развиваем общие речевые навыки: голос, дыхание, темп
речи;
— координировать речь с движением, развиваем чувство
ритма;
— выполнять пальчиковые упражнения по подражанию;
— развиваем зрительное и слуховое внимание,
фонематический слух;
— уточняем и закрепляем в памяти детей названия
цветов: красный, желтый, зеленый;
— соблюдать правила подвижной коллективной игры;
— количественному счету в пределах пяти.
Оснащение: сюжетные картинки для рассказа об осени;
пособия для развития дыхания «Деревце» по количеству детей и одно для педагога;
подставка с прорезями для пособий «Деревце».
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять—это каждый должен
знать. Прочитайте вместе с детьми рифмовку, совершая ритмические движения:
Раз, два, три, четыре, пять —
Это каждый должен знать. (Шагать на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопать в ладоши.)
Мы теперь друг друга спросим:
Что настало нынче? (Развести руки в стороны и
посмотреть
— Осень! друг на друга.)
Предложите детям сесть за стол и рассказать об осени.
2. Рассказ об осени.
Покажите детям знакомые им картинки об осени и
помогите составить коллективный рассказ об этом времени года. (Предъявляйте
картинки и начинайте фразу, а дети будут ее заканчивать. Каждый ребенок
произносит по одной фразе с опорой на картинку.)
Педагог Дети
Наступила... осень. (1-й ребенок)
Осенью редко светит... солнце. (2-й ребенок)
Осенью часто... идет дождь. (3-й ребенок)
Осенью дует... холодный ветер. (4-й ребенок)
Осенью листья на деревьях... желтеют и падают. (5-й
ребенок)
Это время называется листопад.
3. Тихо и громко.
Попросите детей повторить слово листопад сначала громко,
чтобы все его услышали и запомнили, а потом сказать его несколько раз
тихо-тихо — шепотом, так, как будто это опавшие листья шуршат у нас под ногами.
Затем раздайте детям пособия «Деревце» и предложите
малышам подуть на них, как осенний ветер.
Покажите, как это делать: вытянуть губы в трубочку и
подуть на крону так, чтобы деревце слегка согнулось под струей воздуха. При
этом пособие надо держать в руке на уровне губ. Дуть спокойно, не надувая щек.
После окончания дыхательного упражнения покажите
детям, как надо вставить пособие «Деревце» в прорезь на подставке. Когда все
деревца будут установлены на подставке, получится осенний лес из деревьев с
желтыми кронами. Обратите на это внимание малышей.
Скажите, что ветер может быть сильным — тогда он
громко завывает: «У-У-У...», а может быть и слабым — тогда он тихонько поет:
«у-у-у...». Предложите малышам самим изобразить сильный и слабый осенние ветры,
произнося звук [у] с разной громкостью.
4. Деревца и ветер.
Предложите малышам поиграть в игру «Деревца и ветер».
Дети будут изображать деревья, а педагог — ветер. Для этого детям надо встать
на расстоянии вытянутых рук друг от друга, поднять руки кверху и раскачивать
ими из стороны в сторону, как деревья ветвями. Если ветер дует сильно — то есть
взрослый громко и длительно произносит звук [У-У-У...], то дети сильно
размахивают руками. Если же ветерок слабый — взрослый произносит звук
[у-у-у...] длительно, но тихо, то и дети-деревья лишь слегка покачивают своими
руками-ветвями.
5. Дождик.
Покажите малышам пальчиковое упражнение «Дождик». Для
этого попеременно ударяйте кончиками пальцев расслабленных кистей рук по столу,
изображая падающие на землю капли дождя. Одновременно с движениями кистей рук
произносятся слова: «Кал, кап, кап...»
Скажите детям: «Что это капает? Кажется, дождик
начинается.
Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Побежали все домой».
Дети занимают свои места за столом.
Попросите малышей изобразить дождик. Темп движений рук
и скорость произнесения звукоподражаний меняется в процессе выполнения
упражнения. Сначала «идет» сильный дождь (совершаются быстрые движения), потом
все тише и тише (движения постепенно замедляются), и, наконец, дождь кончился —
руки разводятся в стороны и произносится фраза: «Дождик кончился».
Скажите детям, что теперь можно снова пойти гулять. Но
для этого надо обуть на ножки резиновые сапоги. Ведь после дождя стало мокро.
Осень, осень, непогода, Лужи прямо у порога.
Покажите детям пальчиковое упражнение — указательный и
средний пальцы «шагают» по столу — и одновременно прочитайте рифмовку:
Я иду, я иду, поднимаю ножки.
У меня на ногах новые ... сапожки. (Дети заканчивают рифмовки.)
Попросите малышей изобразить, как надо идти по дорожке
и перешагивать через лужи.
6. Осенние звуки.
Попросите детей внимательно вас слушать и отгадать,
какие звуки можно услышать осенью на прогулке. Когда дети будут давать
правильные ответы, предъявляйте им соответствующие картинки.
Произнесите: «Кап-кап-кап...» (Дождь идет.)
Произнесите громко и длительно звук [У-У-У...] (Дует
холодный осенний ветер.)
Шепотом несколько раз повторите слово «листопад».
(Листья падают на землю и шелестят под ногами.)
Похвалите детей за то, что они так хорошо знают
признаки осени. Спросите малышей, не хочет ли кто-нибудь из них прочитать
стихотворение «Осень, осень, листопад...». После чтения стихотворения каждым
из желающих поаплодируйте ему вместе с другими детьми.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Листопад»
Цель: закреплять знание цветов (красного и желтого);
учить соблюдать правила подвижной коллективной игры.
Описание игры. Дайте детям в руки пособия «Листочек» —
вырезанные из бумаги красного и желтого цвета, наклеенные на палочки — по два
листочка на ребенка. Попросите детей показать, как осенью кружатся и падают на
землю с деревьев разноцветные листья.
Читайте стихотворение М. Ивенсен и одновременно
показывайте детям движения с листочками: качайте руками над головой, кружитесь
на месте, совершайте волнообразные движения руками.
Падают, падают листья —
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
При слове «летят» подбросьте листочки вверх.
Предложите детям собрать с пола листочки, рассказать и показать, какого они
цвета. (У каждого должно быть по два листочка.) Игру можно повторить несколько
раз.
Игра «Кого позвали?»
Цель: учить детей соблюдать правила подвижной
коллективной игры, развивать голос, слуховое внимание и фонематический
слух—умение различать близкие по звучанию имена.
Описание игры. Расскажите детям, что осенью в лесу
собирают не только красивые осенние листья, но и грибы, ягоды.
Расставьте на полу муляжи грибов, дайте детям
корзиночки. Предложите малышам погулять по «лесу» и поискать грибочки.
Прочитайте стишок:
По лесочку мы гуляли
И друг друга потеряли.
Покричу в лесу: — Ау-у-у!
И друзей своих найду.
Покричите: «Ира! Ау!» и попросите Иру откликнуться в
ответ: «Ау!». После этого позовите Мишу, Колю, Свету и т. д. Дети, услышав свое
имя, будут отвечать вам: «Ау!» Похвалите малышей за то, что они были
внимательными — собрали много грибочков и не потерялись в лесу.
Покажите детям картинку, на которой мальчик и девочка
в лесу собирают грибы и скажите, что девочку зовут Аня, а мальчика Ваня. Сами
скажите: «Ваня! Ау!» и спросите малышей о том, кого вы сейчас позвали — девочку
Аню или мальчика Ваню. Затем вновь назовите одно из имен и опять спросите, кого
вы позвали на этот раз. Игру можно проводить несколько раз. (Пары имен при
этом можно заменить на другие: Оля и Толя, Оля и Коля.)
Игра «Два ежа»
Цель: учить детей образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры. Покажите детям картинку «Два ежа» и
скажите, что ежикам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький ежи
нашли в осеннем лесу грибы, а в осеннем саду—яблоки и груши. А теперь они
понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет большие плоды, а
маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.
Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и
называют их.
Большому ежу — большое яблоко, маленькому ежику —
маленькое яблочко.
Большому ежу — большую грушу, маленькому ежику —
маленькую грушку.
Большому ежу — большую сливу, маленькому ежику —
маленькую сливку.
Большому ежу — большой гриб, маленькому ежику —
маленький грибок.
Большому ежу — большой лист, маленькому
ежику—маленький листок.
Игра «Корзина»
Цель: учить детей застегивать пуговицы (развивать
мелкую моторику пальцев рук), закрепить названия цветов.
Описание игры. Покажите детям пособие «Корзина».
Попросите детей «положить» в корзину дары осени: яблоко, грушу, грибок, листок
и цветок. Для этого малыши пристегивают на пуговицы, пришитые к корзинке,
перечисленные предметы. (Эти предметы изготовлены из плотной ткани, кожи или
клеенки и имеют прорезь-петельку посередине.) Когда задание будет выполнено,
дети рассказывают о том, какой именно предмет каждый из них «положил» в осеннюю
корзину.
Игра «У кого такой листок?»
Цель: развивать у детей конструктивные навыки,
зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый и зеленый),
величины (большой, маленький).
Описание игры. Покажите детям заранее подготовленные
разрезные картинки «Осенние листья». Обратите их внимание, что листочки разного
цвета (красные, желтые, зеленые) и величины (большие и маленькие). Вместе с
детьми сложите половинки листьев так, чтобы получились целые картинки.
Обсудите с малышами, какого цвета и величины листья на картинках.
Затем
раздайте детям по одной половинке от разрезных картинок и предъявите оставшиеся
у вас части картинок. Спрашивайте, кому надо дать каждую из половинок, чтобы
можно было сложить целые картинки. Когда дети выберут свои половинки осенних
листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение
и рассказывает, какой у него получился листок. (Большой красный, маленький
зеленый, большой желтый и т.д.) |