Цель: Обобщать и систематизировать знания детей
об осени.
Образовательные задачи:
- Самостоятельно находить признаки осени.
- Учить устанавливать связи между явлениями природы.
Развивающие задачи: Развивать наблюдательность
речь детей, умение обосновывать свои ответы.
Воспитательные задачи: Воспитать бережное отношение
к растениям и животным.
Материал: план путешествия, осенние листья.
— Ребята сегодня на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам совершить
путешествие в природу. Путешествие не простое, а волшебное.
Мы сегодня постараемся раскрыть тайны природы. Вы согласны?
Воспитатель: Вам предстоит выбрать вид транспорта,
а маршрут путешествия вам дан на доске. Посмотрите, какие остановки нас
ожидают.
(назвать остановки).
Воспитатель: Ну, что ж, я вижу вы готовы отправиться
в путь. Все готовы?
Но прежде, чем это сделать давайте вспомним: какое сейчас время года?
Месяц сентябрь начало осени? А какая на улице погода? Как мы одеваемся
осенью?
(ответы детей)
Матушка природа прислала нам конверт с вопросами.
Первая остановка «Солнечная»
Скажите ребята:
- Какое солнце осенью? (не яркое, не греет сильно).
- Какое солнце было летом?(грело сильно, яркое)
- Что стало с солнцем? (солнце меньше находится на небе)
- Почему оно стало хуже греть?
- Какое солнце будет зимой?(зимой солнце будет светить и греть еще
меньше).
- Что было бы если солнце светило всегда
и одинаково.(то не было бы зимы, осени, лета, весны)
Я предлагаю вам придумать определение к слову «Солнце» (яркое,
теплое, искристое, лучистое, ласковое, жгучее, южное, северное)
Игра: Физминутка. .
А сейчас я вам загадаю загадку и мы узнаем какая следующая остановка:
Он пришел наполнил кадки
Поливал усердно грядки.
С шумом окна промывал
На крыльце потанцевал
Побродил на крыше вволю
И ушел по лужам в поле
(дождь)
Вторая остановка «Дождливая»
Скажите ребята:
- Какой бывает дождь?
- На что похож дождь?
- Какой дождь бывает летом?
- Какой дождь бывает зимой?
- А какой дождь бывает осенью?
Обобщение: Дождь бывает разный. Летом идут веселые,
слепые, грибные дожди. Осенью моросящий, затяжной, холодный. А зимой
дождь превращается в снег. Но и летний и осенний дождь нам нужен.
Послушайте стихотворение про дождь и определите, какой это дождьө
осенний или летний:
Шустрый дождь на длинных ножках
Пробежался по дорожке
Он ладони вымыл листьям
Птицам перышки почистил,
И с травою еле слышно
Пошептался, погрустил,
А потом ударил в крышу
И в испуге отскочил.
(о летнем дожде)
Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем.
Игра: «Солнышко и дождик»
Вот мы подъехали к 3 остановке
Третья остановка «Лиственная»
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Как много листьев
я принесла сегодня. Скажите, пожалуйста.
- Почему листья желтеют?
- Почему листья облетают?
- Что будет если листья не пожелтеют и не отпадут
на зиму?(Замерзнет дерево и замерзнет земля)
- С чем можно сравнить осенние листья (с золотыми монетами).
- Как называется явление, когда падают листья? (ответы детей)
Посмотрите, все листья, которые лежат у вас на столе принадлежат
разным деревьям. Найдите листья одного цвета? (ответы детей). Придумайте
рассказ о рябиновом листочке. (Дамир, Наташа, Даша) Спасибо, рассказы
все получились интересные.
Физминутка
Осень подарила детям листопад.
Последняя остановка «Осенняя»
- С чего начинается осень?(Становятся холодней дни, солнце светит
меньше).
- Как изменяется долгота дня?(Солнышко меньше светит, дни
становятся короче)
- Что происходит с деревьями насекомыми с наступлением холодов?
(Листья начинают желтеть и облетать с деревьев, исчезают насекомые)
- Что происходит с птицами, когда исчезают все насекомые.(улетают
в теплые птицы края)
- Что происходит с животными (одни животные меняют шубки
на теплые, а другие впадают в спячку)
- А какие животные в спячку? (медведи, ежи, ящерицы)
- Что происходит в природе, после того, как засыпает медведь
(выпадает первый снег, наступает зима)
- Стих: А сейчас нам Саша расскажет как он готов
Воспитатель: Вы молодцы, постарались ответить на все
вопросы матушки-природы
Дети: Ай да мы молодцы! Молодцы, ай да мы!
А сейчас я предлагаю по играть в игру: «Хорошо-плохо»
Девочки будут говорить когда осень — это хорошо, а мальчики когда осень-это
плохо: Фишки-листочки.
(Хорошо: поспевают овощи, фрукты, урожай, желтые листья, все становиться
золотым можно бегать опавшим листьям, весело шуршат под ночами, дети
идут в школу, встречи со своими друзьями. Плохо: идет противный дождь,
пасмурные дни, на улице сыро, грязь холодно, все начинают болеть,
одевают много одежды, мама не пускает гулять, птицы улетают, больше
не поют).
Обобщение по игре: Значит осень-это
хорошо и плохо одновременно. Пословица. Мы всё об осени сказали,
осталось только стихи про осень почитать. Дети читают стихи.
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Осинку окрасила осень.
Осинка мне нравится очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль — облетает.
И берёзки и осинки
Злой, свирепый ветер гнёт.
Гроздья красные рябинки
С веток запросто сорвет.
Это осени приметы:
Ветер, холод, дождь, печаль.
«До свиданья! — крикнем лету, —
Вновь на целый год прощай!»
Спасибо дети. Много вы стихов об осени знает. Ваши знания и любовь
к природе помогли раскрыть тайны природы и ответить на вопросы «Матушки-природы»
Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в природу? Если
понравилось поднимите красный кружок, а если нет-синий.
А мне понравилось, что вы все были активны, много знаете об осени.
Вы, молодцы, Спасибо!
|