| Цель: Обобщать и систематизировать знания детей 
об осени. 
 Образовательные задачи:  
Самостоятельно находить признаки осени.
Учить устанавливать связи между явлениями природы.
 Развивающие задачи: Развивать наблюдательность 
речь детей, умение обосновывать свои ответы. 
 Воспитательные задачи: Воспитать бережное отношение 
к растениям и животным. 
 Материал: план путешествия, осенние листья. 
 — Ребята сегодня на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их.
 
 Воспитатель: Дети, я предлагаю вам совершить 
путешествие в природу. Путешествие не простое, а волшебное.
Мы сегодня постараемся раскрыть тайны природы. Вы согласны? 
 Воспитатель: Вам предстоит выбрать вид транспорта, 
а маршрут путешествия вам дан на доске. Посмотрите, какие остановки нас 
ожидают.
(назвать остановки). 
 Воспитатель: Ну, что ж, я вижу вы готовы отправиться 
в путь. Все готовы?
Но прежде, чем это сделать давайте вспомним: какое сейчас время года? 
Месяц сентябрь начало осени? А какая на улице погода? Как мы одеваемся 
осенью?
(ответы детей) 
 Матушка природа прислала нам конверт с вопросами. 
 Первая остановка «Солнечная»
 Скажите ребята: 
Какое солнце осенью? (не яркое, не греет сильно).
Какое солнце было летом?(грело сильно, яркое)
Что стало с солнцем? (солнце меньше находится на небе)
Почему оно стало хуже греть?
Какое солнце будет зимой?(зимой солнце будет светить и греть еще
 меньше).
Что было бы если солнце светило всегда 
и одинаково.(то не было бы зимы, осени, лета, весны)
 Я предлагаю вам придумать определение к слову «Солнце» (яркое, 
теплое, искристое, лучистое, ласковое, жгучее, южное, северное) 
 Игра: Физминутка. . 
 А сейчас я вам загадаю загадку и мы узнаем какая следующая остановка: 
Он пришел наполнил кадкиПоливал усердно грядки.
 С шумом окна промывал
 На крыльце потанцевал
 Побродил на крыше вволю
 И ушел по лужам в поле
 (дождь)
 Вторая остановка «Дождливая»
 Скажите ребята: 
Какой бывает дождь?
На что похож дождь?
Какой дождь бывает летом?
Какой дождь бывает зимой?
А какой дождь бывает осенью?
 Обобщение: Дождь бывает разный. Летом идут веселые, 
слепые, грибные дожди. Осенью моросящий, затяжной, холодный. А зимой 
дождь превращается в снег. Но и летний и осенний дождь нам нужен. 
Послушайте стихотворение про дождь и определите, какой это дождьө 
осенний или летний: 
Шустрый дождь на длинных ножкахПробежался по дорожке
 Он ладони вымыл листьям
 Птицам перышки почистил,
 И с травою еле слышно
 Пошептался, погрустил,
 А потом ударил в крышу
 И в испуге отскочил.
 (о летнем дожде)
 Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем. 
 Игра: «Солнышко и дождик» 
 Вот мы подъехали к 3 остановке 
 Третья остановка «Лиственная»
 Воспитатель: Посмотрите, ребята! Как много листьев 
я принесла сегодня. Скажите, пожалуйста. 
Почему листья желтеют?
Почему листья облетают?
Что будет если листья не пожелтеют и не отпадут 
на зиму?(Замерзнет дерево и замерзнет земля)
С чем можно сравнить осенние листья (с золотыми монетами).
Как называется явление, когда падают листья? (ответы детей)
 Посмотрите, все листья, которые лежат у вас на столе принадлежат 
разным деревьям. Найдите листья одного цвета? (ответы детей). Придумайте
 рассказ о рябиновом листочке. (Дамир, Наташа, Даша) Спасибо, рассказы 
все получились интересные. 
 Физминутка 
 Осень подарила детям листопад. 
 Последняя остановка «Осенняя»
С чего начинается осень?(Становятся холодней дни, солнце светит 
меньше).
Как изменяется долгота дня?(Солнышко меньше светит, дни 
становятся короче)
Что происходит с деревьями насекомыми с наступлением холодов? 
(Листья начинают желтеть и облетать с деревьев, исчезают насекомые)
Что происходит с птицами, когда исчезают все насекомые.(улетают
 в теплые птицы края)
Что происходит с животными (одни животные меняют шубки 
на теплые, а другие впадают в спячку)
А какие животные в спячку? (медведи, ежи, ящерицы)
Что происходит в природе, после того, как засыпает медведь 
(выпадает первый снег, наступает зима)
Стих: А сейчас нам Саша расскажет как он готов
 Воспитатель: Вы молодцы, постарались ответить на все
 вопросы матушки-природы 
 Дети: Ай да мы молодцы! Молодцы, ай да мы! 
 А сейчас я предлагаю по играть в игру: «Хорошо-плохо» 
 Девочки будут говорить когда осень — это хорошо, а мальчики когда осень-это
 плохо: Фишки-листочки.
(Хорошо: поспевают овощи, фрукты, урожай, желтые листья, все становиться
 золотым можно бегать опавшим листьям, весело шуршат под ночами, дети 
идут в школу, встречи со своими друзьями. Плохо: идет противный дождь, 
пасмурные дни, на улице сыро, грязь холодно, все начинают болеть, 
одевают много одежды, мама не пускает гулять, птицы улетают, больше 
не поют). 
 Обобщение по игре: Значит осень-это 
хорошо и плохо одновременно. Пословица. Мы всё об осени сказали, 
осталось только стихи про осень почитать. Дети читают стихи. 
 Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый. 
Осинку окрасила осень.Осинка мне нравится очень.
 Она позолотой блистает,
 Одно только жаль — облетает.
 
И берёзки и осинкиЗлой, свирепый ветер гнёт.
 Гроздья красные рябинки
 С веток запросто сорвет.
 Это осени приметы:
 Ветер, холод, дождь, печаль.
 «До свиданья! — крикнем лету, —
 Вновь на целый год прощай!»
 Спасибо дети. Много вы стихов об осени знает. Ваши знания и любовь 
к природе помогли раскрыть тайны природы и ответить на вопросы «Матушки-природы»
Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в природу? Если 
понравилось поднимите красный кружок, а если нет-синий.
А мне понравилось, что вы все были активны, много знаете об осени.
Вы, молодцы, Спасибо! |