Коррекционно-образовательные цели. Дать детям понятие о предложении.
Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки.
Коррекционно-развивающие цели. Развивать слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Сюжетные картинки, схема предложения, карточки с графическим изображением слов — предметов, действий, признаков.
I. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет водный транспорт; воздушный, наземный.
II. Работа с предложением
1.Логопед называет предложение:
Девочка читает сказку.
- Вам понятно, что я сказала?
- Про кого вы узнали?
- Что вы узнали про девочку?
- Что она читает?
Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически: мальчик, ехать, автобус.
- Понятно вам то, что я хотела сказать?
- Вам было не понятно, так как я назвала три слова, между которыми не было «согласия». Эти слова не составили предложение.
- Давайте соединим эти слова так, чтобы между ними появилось согласие.
Логопед произносит предложение:
Мальчик едет в автобусе.
- О ком вы узнали?
- Что вы узнали о мальчике?
- Где едет мальчик?
- Слова стали жить «в согласии», получилось предложение. А теперь
попробуйте сделать вывод. Когда получается предложение. (Предложение
получается тогда, когда слова живут в согласии.)
2. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня: Попеременно хлоп. в ладоши и ударяют кулачки
Паровоз и два коня, Загибают пальчики на обеих руках.
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран –
Настоящий великан.
Сколько вместе? Попеременно хлопают в ладоши и
Как узнать? ударяют в кулачки.
Помогите сосчитать!
3. Составление предложений
- Ребята, посмотрите на картинки и составьте по ним предложения из
двух слов. А потом попробуйте ответить на вопросы: что? что делает?
Например: Пароход гудит. Что? — Пароход. — Что делает? Гудит.
Работа проводится по картинкам (Самолет летит. Машина едет. Автобус стоит.)
4. Речь с движением «Самолет»
Пролетает самолет, Смотрят вверх и водят пальцем.
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел, Отводят руки попеременно и прослеживают
Посмотрел. взглядом.
Левое крыло отвел,
Поглядел.
Я мотор завожу Вращательные движения перед грудью и
И внимательно гляжу. прослеживают взглядом.
Поднимаюсь ввысь, лечу. Встают на носочки и выполняют
Возвращаться не хочу! летательные движения.
5.Дифференциация понятий «слово», «предложение»
- Послушайте, что я скажу: машина, ехать.
- Что я назвала? (Два слова.)
- А теперь я скажу по-другому: машина едет.
- Что я назвала? (Предложение.)
- Как вы догадались, что в первом случае я назвала слова, а во
втором — предложение? (В первом случае слова не дружили. Между ними не
было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии.)
6. Графическое изображение предложения Разбор предложения
Машина едет.
- Что обозначает первое слово в предложении? (Предмет.)
- Слова, обозначающие предмет, изображаем одной линией.
- Что обозначает второе слово? (действие).
- Слова, обозначающие действие, изображаем двумя линиями.
Логопед дает графическое изображение предложения на ковролине.
- Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.
- Уголок обозначает начало предложения. А точка обозначает конец
предложения. Точка подсказывает нам, что предложение закончилось. Когда
вы пишите предложение, то в конце нужно обязательно ставить точку.
- Как покажем начало предложения? (Уголком.)
- Как покажем конец предложения? (Точкой.)
Логопед предлагает составить предложение из двух слов и сделать схемы предложений на столах.
Образец: Пароход плывет. Самолет летит.
Вопросы:
Что плывет? Что летит? И т.д.
7. Упражнение «Сложи машину из палочек» (схемы)
8. Упражнение «Подбери слово»
- Ребята, я буду задавать вам вопрос, а вы с помощью картинок, отвечайте.
Автобус что делает? Грузовик что делает?
Трамвай что делает? Пароход что делает?
9. Лото «Транспорт»
Логопед раздает детям карточки для определения количества слогов в
слове. Затем раздает маленькие картинки с изображением транспорта и
предлагает детям определить количество слогов в этих словах.
10. Работа в тетрадях
Дети пишут под диктовку предложение, затем читают предложения.
11. Закрепление материала
Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов.
-Что изображено? (Предложение.)
- Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения — точкой.)
- Что обозначают первое и второе слова в этом предложении (Предмет, действие предмета.)
III. Итог занятия.
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что мы учились различать?
- Что вам помогло в составлении предложений?
- Что больше всего понравилось на занятии? |