Предварительная работа. Покажите детям посуду —
настоящую и игрушечную. Расскажите, для чего нужна та или иная посуда и как
она называется. Обратите внимание малышей на то, что посуда бывает разного
назначения. Посуда, предназначенная для чаепития, называется чайной. Это
чашки, блюдца, чайники, чайные ложки, сахарница. Посуда, используемая во время
обеда, называется столовой. К ней относятся глубокие и мелкие тарелки,
хлебница, салатница, а также столовые приборы: ложки, вилки, ножи. Обсудите с
малышами, для чего нужна та или иная посуда. Обратите внимание детей, что на
столе всегда есть также салфетки, которые находятся в салфетнице.
Показывая детям разницу между глубокой и мелкой
тарелками, налейте в них воду. Скажите, что в мелкую тарелку поместилось мало
воды, а в глубокую — много. Предложите детям попробовать зачерпнуть воду ложкой
сначала из глубокой тарелки, а потом из мелкой. Во время обеда обратите
внимание малышей, что в глубокие тарелки наливают суп — первое блюдо, а в
мелкие тарелки кладут второе.
Предложите детям устроить чаепитие для кукол. А для
этого в кукольном уголке застелите стол скатертью, поставьте на него чайную
посуду и салфетки. Помогите малышам объяснить куклам, для чего нужен каждый
предмет, стоящий на столе.
Проведите с детьми игру «Подбери блюдце к чашке». Она
будет способствовать развитию зрительного внимания малышей, закрепит знание
цветов. Для игры раздайте вырезанные из цветного картона изображения чашек
(красного, желтого, синего, зеленого и белого цвета) и попросите подобрать к
ним блюдца соответствующего цвета. Затем поручите малышам украсить свои чашки и
блюдца узором с помощью фломастеров или красок (провести полоску по краю) или
методом аппликации (наклеить кружочки или цветочки контрастного цвета).
В другой раз рассмотрите с малышами чайник и назовите
его части: ручка, носик, дно и крышка. Затем для закрепления знаний проведите
игру «Чего не хватает?». Для этого сначала покажите детям картинку с
изображением чайника. Затем продемонстрируйте картинку с чайником, но без
какой-либо детали, например, без крышки, и спросите: «Чего у чайника не
хватает?» Ответ следует сформулировать следующим образом: «У чайника нет
крышки». На других картинках у чайника будет отсутствовать носик, а затем
ручка. Для закрепления знаний о названиях предметов посуды, а также умения
ориентироваться в пространстве и считать, можно предложить детям игру «Что
стоит на полке?» Для этого раздайте детям вырезанные из цветного картона
изображения посуды (чашку, тарелку, блюдце, чайник и кастрюлю) и попросите
малышей назвать их, а затем поместить на пособие «Посудная полка». Когда посуда
будет «поставлена» на полку, спросите, сколько всего предметов посуды стоит на
ней. После этого попросите показать или назвать тот предмет, который стоит
слева, затем справа, узнайте, что находится посередине. Уточните, что стоит
между, например, чашкой и чайником.
Чему учим детей:
— даем представление о посуде и ее частях;
— вводим в активный словарь имена существительные
(посуда, ручка, носик, дно, крышка, солонка, сахарница, хлебница, салфетница);
имена прилагательные (глубокий, мелкий, горячий); глаголы (жевать, пить);
— согласовывать имена прилагательные с
существительными, употреблять в речи имена существительные в винительном
падеже;
— расширяем качественный словарь;
— образовывать имена прилагательные от существительных
(мясной, овощной и др.);
— координировать речь с движением, развиваем чувство
ритма;
— развиваем все виды моторики; общую, мелкую и
артикуляционную;
— выполнять дыхательные упражнения по подражанию;
— развиваем зрительное и слуховое внимание, формируем
речевой слух (учим различать близкие по звучанию слова— «Мила» и «мыло»);
— даем представление о пространственных отношениях
(вверху, внизу, посередине);
— знакомим детей с порядковыми числительными от одного
до трех.
Оснащение: картинка «Обед на столе»; кукольный стол,
стул и кукла; поднос с кукольной посудой (глубокая и мелкая тарелка, чашка,
ложка и вилка); отдельно посуда — солонка, хлебница с хлебом, салфетница с
салфетками, мыло; пособие «Горячий суп» по количеству детей.
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять — в гости будем
приглашать.
Прочитайте вместе с детьми рифмовку, совершая
ритмические движения:
Раз, два, три, четыре, пять —
В гости будем приглашать: (Шагать на месте.) —
Приходите в эту среду.
Будем ждать мы вас к обеду. (Хлопать в ладоши.)
Все тарелочки разложим (Ставить воображаемые тарелки на
воображаемый стол.) Ложки (Показать пальчиковое упражнение «Ложка» обеими
руками.)
С вилками положим. (Показать пальчиковое упражнение
«Вилка» обеими руками.)
Суп, (Указательным пальцем правой руки загнуть большой
палец на левой руке.)
Второе (Указательным пальцем правой руки загнуть
указательный палец на левой руке.)
И компот. (Указательным пальцем правой руки загнуть
средний палец на левой руке.)
Кто захочет, тот придет!
Предложите детям сесть на стульчики и еще раз
повторить, из каких блюд состоит обед. Обед включает первое, второе и третье.
Спросите детей, каким по счету бывает суп, а каким компот. Продемонстрируйте
малышам картинку: «Обед на столе». Попросите детей внимательно посмотреть на
нее и сказать, какая для обеда понадобится посуда. (Глубокая тарелка для супа,
мелкая тарелка для второго, чашка для третьего, ложка и вилка.)
2. Накрываем на стол.
Поручите детям по очереди взять с подноса и поставить
на кукольный стол по одному из предметов посуды и рассказать о том, что они
сделали. Например, ребенок выполнил действие и говорит: «Я поставил на стол
тарелку» или «Я положил на стол ложку».
Уточните, какая это тарелка — глубокая или мелкая, для
чего нужна ложка, глубокая тарелка, для какого блюда они предназначены. В
результате на столе окажутся две тарелки — глубокая и мелкая, чашка и ложка с
вилкой.
Задайте детям вопрос: «А во что кладут хлеб?» И
получив ответ «в хлебницу», дайте ее детям. Пусть они поставят хлебницу на
стол. Затем покажите солонку и спросите, что это такое, и для чего она нужна.
Поручите детям поставить солонку на кукольный стол. И, наконец, покажите
салфетницу. Спросите, что в ней лежит, и как она называется. Пусть дети
поставят ее в центр стола. (Если необходимо, подсказывайте детям
соответствующие слова.)
Похвалите малышей за то, что они сами накрыли стол к
обеду, аккуратно расставили посуду. Предложите детям проверить, все ли на
месте, для этого нужно посчитать предметы, стоящие на обеденном столе.
Спросите, сколько на столе ложек (одна), сколько
тарелок (две), сколько вилок (одна), сколько чашек (одна), сколько салфеток
(много).
3. Кукла Мила к нам пришла. Прочитайте рифмовку:
«Дзинь» — звенит звонок в прихожей. Это кто же, кто
же, кто же?
Кукла Мила к нам пришла. (Показать куклу.)
То-то рада детвора!
И обращаясь к кукле, скажите: «Здравствуй, Мила, мы
тебе очень рады. Мы пригласили тебя на обед. Но прежде, чем сесть за стол,
тебе надо что-то сделать». Спросите у детей, что они всегда делают перед едой.
(Моют руки.)
Скажите кукле:
Вот тебе, Мила,
(Положить перед куклой мыло.)
Кусочек мыла,
Чтоб перед обедом
Ты ручки помыла.
Вместе с детьми покажите кукле Миле движения,
имитирующие мытье рук. Затем изобразите, что кукла помыла руки, и скажите от ее
имени детям спасибо за то, что они научили ее мыть ручки.
4. Мила и мыло.
Скажите детям от имени куклы, что она их тоже может
чему-то научить. Она сейчас придумала новую игру, которая так и называется
«Мила и мыло». Для игры детям надо встать около стульчиков, внимательно слушать
и изображать то, что будет названо. Если прозвучит слово «Мила», то надо
поставить руки на пояс и улыбнуться, изображая куклу. А если слово «мыло», то
следует совершать движения, как при мытье рук. Произнесите с паузами слова:
«Мила, мыло, Мила, Мила, мыло, мыло, Мила».
5. Обед на столе.
Попросите детей снова сесть на стульчики. Скажите
кукле, что обед уже готов, и посадите ее на кукольный стульчик около накрытого
стола. «Зачерпните» ложкой воображаемый суп в глубокой тарелке и поднесите
ложечку ко рту куклы. Скажите от имени куклы, что суп очень вкусный, но слишком
горячий.
Попросите детей научить куклу, как можно подуть на
горячий суп для того, чтобы он поскорее остыл. Для этого дайте малышам пособия
«Горячий суп». Дуть следует на полоски тонкой, прозрачной бумаги, изображающие
пар, идущий от супа. При этом губы надо сложить трубочкой и дуть как можно
дольше. Задание выполняется детьми по команде педагога: «Раз, два, три —
подули!»
Сообщите детям, что теперь суп уже не горячий и
«накормите» куклу супом с помощью ложки. Скажите детям, что кукла Мила съела
первое. Спросите у малышей, что теперь надо ей кушать. (Второе.) Переставьте
глубокую тарелку с ложкой на поднос и подвиньте к кукле мелкую тарелку.
«Накормите» ее вторым, пользуясь вилкой. При этом в левую руку кукле вложите
хлеб, и иногда подносите его ко рту куклы Милы. Скажите от имени куклы, что ей
очень понравилось второе, особенно котлетка. И покажите, как она ее жевала.
Для этого высуньте изо рта широкий кончик языка и несколько раз слегка
прикусите его зубами, одновременно произнося слоги: «Та-та-та». Затем широко
раскройте рот и скажите: «Ам!» Стимулируйте детей повторять артикуляционные
движения.
Переставьте мелкую тарелку с вилкой на поднос.
Спросите у малышей, какое блюдо теперь мы предложим кукле. (Третье.) Уточните,
что на третье у куклы компот, и спросите детей, как его кушают: едят или пьют
(компот пьют). Подвиньте к кукле чашку. «Напоите» ее воображаемым компотом.
Затем покажите малышам дыхательное упражнение «Попьем». Для этого надо
вытянуть губы трубочкой и втянуть в себя воздух. Стимулируйте детей повторить
вслед за вами это упражнение.
Поставьте чашку на поднос, оботрите кукле губы
салфеткой и от ее имени скажите детям спасибо.
6. Что же было на обед?
Скажите за куклу, что ей очень понравился обед. Он был
очень вкусный. А вот что именно она сейчас ела, пусть ребята попробуют
отгадать.
Скажите, что на первое у куклы был суп из курицы.
Такой суп называет куриный.
На второе — котлеты из мяса. Их называют ... (мясные).
А к котлетам был гарнир— пюре из овощей. Как оно называется? (Овощное.)
На третье был компот из яблок. Как правильно его
назвать? (Яблочный.)
Спросите от имени куклы, какой суп больше всего любят
ребята. (Гороховый, грибной, вермишелевый, щи или борщ?) Выслушайте ответы
детей.
Скажите детям, что после обеда кукле надо ложиться
отдыхать. Попрощайтесь с детьми от имени куклы Милы.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Узнай по части»
Цель: закреплять в речи названия различных частей
посуды (крышка, ручка, носик, дно, горлышко); учить образовывать форму
родительного падежа имен существительных— названий посуды; развивать
зрительное внимание.
Описание игры. Раздайте детям картинки с изображением
отдельных предметов посуды и попросите их назвать. Затем предъявите малышам
картинки, на которых изображены только отдельные части этих предметов, и
спросите детей, у кого из них есть посуда с такой деталью. Ребенок, который
узнал на картинке часть своего предмета, говорит: «Это ручка от моего чайника».
После этого получает названную картинку.
Игра «Разбитая тарелка»
Цель: развивать мелкую моторику, конструктивные навыки
и зрительное внимание.
Описание игры. Скажите детям, что после еды всегда
надо мыть посуду, и покажите движения, имитирующие, как это делается. Для
этого ладонью правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки,
как будто вы моете тарелку. Одновременно произносите рифмовку:
Мы тарелку мыли, мыли («Мыть» тарелку.)
И нечаянно разбили. Ах! (Всплесните руками.)
Предложите детям сложить «разбитую» тарелку. Для этого
покажите разрезные картинки «Тарелка» из трех или четырех частей в сложенном
виде. Затем быстрым движением нарушьте порядок расположения частей картинки и
попросите детей восстановить изображение.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать зрительное внимание и мышление детей.
Описание
игры. Раздайте детям карточки. Предложите выбрать лишнюю картинку на каждой
карточке. Для этого попросите перечислить все изображенные на карточке
предметы, называя не только их видовую, но и родовую принадлежность. Например:
«У меня нарисован свитер — это одежда, ложка—это посуда, чайник—это тоже посуда
и чашка — посуда. Я спрячу — накрою ладошкой — свитер, потому что он здесь
лишний. Теперь осталась только посуда». |