Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,
восприятие художественной литературы.
Цели: обогащать и расширять знания детей о зиме, ее
первом месяце - декабре, используя разные жанры устного народного творчества;
учить видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их; развивать
внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы; закрепить знания
правил поведения при неблагоприятных погодных условиях; воспитывать
эмоциональную отзывчивость на образный яркий язык народной поэзии; учить детей
передавать в рисунке картину зимнего города; закреплять умение рисовать разные
дома и деревья; учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные
восковые мелки и гуашь (белила); развивать образное восприятие.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о
временах года, сопровождая ее эмоциональной речью, рассуждает, высказывает
свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании
музыкального произведения П. И. Лайковского «Зимнее утро»; интересуется
изобразительной детской деятельностью (рисование по теме «Прогулка»).
Материалы и оборудование: картинки с изображенными на них
ситуациями игр детей зимой, красные и зеленые кружки, модели-подсказки для
составления рассказов, модели «хорошее и плохое настроение»; бумага светлого
тона (серая, голубая, желтая) размером в альбомный лист, цветные восковые
мелки, гуашь (белила).
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель загадывает загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает?
2. Беседа о зиме.
- Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой?
Почему? Вот и поэтесса Елена Трутнева тоже это заметила и рассказала нам в
своем стихотворении. Давайте послушаем и убедимся, правы ли мы, когда говорим,
что зимушка-зима белая.
Воспитатель читает:
Белой краской выкрасила
Все подряд зима:
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
— Что вы узнали из этого стихотворения о зиме? Какими еще
словами можно сказать о зиме? (Белоснежная, зимушка-зима, заснеженная,
холодная, морозная.)
- Назовите первый месяц зимы. В народе этот месяц
называют «студень», «студеный», от слова «стужа». (Закрепить слова с детьми.) В
декабре на улице холодно, студено, стоит стужа, морозы трескучие, метут метели.
Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу, и настроение у
детей и взрослых может быть вот такое. (Выставляется модель «грустное лицо».)
Воспитатель обращает внимание на то, что лицо у человечка
грустное, ему не хочется гулять: «А как вы думаете, почему?» (Зимой холодно,
долго одеваться, мороженое есть нельзя, солнышко редко светит и не греет.)
- И все же зимой бывает вот такое настроение. (Выставляется
модель «веселое лицо».) Какое это настроение? Когда зимой бывает весело? (Катаемся
на санках, играем в снежки, лепим снеговиков, приходит праздник Новый год.)
- У русского народа есть много пословиц, поговорок и
загадок о зиме и зимних явлениях, примет, которые предупреждают нас о плохой
погоде. Давайте их вспомним. Мороз невелик, да стоять не велит. Много снега -
много хлеба. Береги нос в большой мороз. Не огонь, а жжется (Мороз). Без рук
рисует, без зубов кусает (Мороз). Рукой махнул, дерево погнул (Ветер). Кручу,
верчу, знать никого не хочу (Метель).
- Ребята, сегодня утром вы одевались в детский сад, мамы
и папы собирались на работу, и всем хотелось узнать, как надо одеваться, какая
сегодня погода. Где мы можем это узнать? Да, нас знакомят с погодой по радио;
телевизору, можно посмотреть в компьютере.
- А вы хотите узнать прогноз погоды на сегодня? Давайте
присядем у экрана нашего «телевизора» и послушаем. Кто хочет познакомить нас с
прогнозом погоды на сегодня? (Желающий ребенок рассказывает о погоде с помощью
воспитателя: «Ночью был сильный мороз и ветер. Утром падал пушистый снег и на
деревьях был иней. Днем будет светить солнышко и не будет ветра. Вечером
ожидается метель и потепление. Будьте осторожны во время гололеда».)
- Нас предупредили, что будет гололед. Это опасно.
Давайте вспомним о правилах поведения на льду и расскажем своим братьям,
сестрам и родителям о них.
Поиграем в игру «Что можно, что нельзя». Я буду
показывать картинки, а вы должны поднять кружок красный, когда так делать
опасно, и зеленый, когда так делать можно.
- Как много мы сегодня узнали о зиме! И я про зиму
составила рассказ. Послушайте его: «Машенька вышла на улицу. Была зима. Шел
первый месяц наступившей зимы - декабрь. В народе его называют «студень».
Погода была солнечная и безветренная, но мороз пощипывал нос и щеки. На улице
было много ребят. Они катались на санках, лыжах, играли в снежки. Всем было весело.
Как хороню зимой!»
Воспитатель предлагает детям самим рассказать о зиме и ее
первом месяце декабре, используя модели-подсказки.
3. Слушание музыки. «Зимнее утро» (муз. П. И.
Чайковского).
4. Рисование.
Вспомнить с детьми, что они видели во время прогулки
(дома, деревья, снег). Уточнить форму, расположение домов, их части. Вместе с
детьми наметить последовательность выполнения рисунка. Напомнить о способах
рисования цветными восковыми мелками. В процессе работы предложить детям
подумать и нарисовать, что расположено около домов (деревья, кусты, машины и
др.). Когда работа цветными мелками будет закончена, предложить нарисовать снег
гуашью. В конце занятия обратить внимание на то, как красиво сочетаются в
рисунке цветные восковые мелки и гуашь (белила).
5. Рефлексия.
- О каком времени года мы беседовали?
Чем отличается зимняя погода от погоды в другое время
года?
- Какую мелодию мы слушали?
- Что вы изобразили на своих рисунках? |