Программное содержание: уточнить у детей представления
о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в
природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало
света, так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные
по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой
стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему — медведь
и еж спят, заяц и лось кормятся корой и ветками, белка — своими запасами);
развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение
в произведениях поэтов, художников, композиторов); побуждать к отражению их
собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.
Материал: три страницы календаря природы, календарь
наблюдений за птицами; знакомые детям картины, посвященные жизни лесных
животных зимой; репродукции картин «Русская зима», «Мартовское солнце», «Конец
зимы» К. Ф. Юона, «Март» И. И. Левитана, «Первый снег» А. А. Пластова;
фотографии, открытки, эстампы «зимнего» содержания; предметы для изобразительной
деятельности на каждого ребенка.
Предварительная работа. В специальном помещении (зал,
изостудия) организуется тематическая выставка «Зимушка-зима»: произвольно, на
разных стенах размещают несколько экспозиций: репродукции, картины из
наглядных пособий, открытки, фотографии. Заранее готовят столы и мольберты,
краски, кисти, карандаши, тонированную бумагу разного формата.
Ход занятия
1-я часть. Организуется рассматривание календаря
природы, беседа, уточняющая характерные особенности зимы; короткий разговор о
птицах (по календарю).
2-я часть. Проводится посещение выставки, ее
последовательный осмотр: около экспозиции учебных картин дети вспоминают, как
живут зимой белка, медведь, заяц, лось, волк, лиса.
3-я часть. Перед тем как подойти к художественным
экспозициям, воспитатель напоминает детям, что в зимних явлениях природы
много красоты. Просит их назвать, что запомнилось во время наблюдений и
прогулок (сверкающий снег, заснеженная береза, ель, иней на ветках и др.).
Говорит, что красота зимней природы может вызывать сильные чувства. Под
впечатлением этой красоты художники пишут картины (пейзажи), поэты сочиняют
стихи, а композиторы музыку. Предлагает послушать стихотворение С. Есенина
«Береза» (в исполнении ребенка или своем).
Затем все останавливаются у репродукций картин
художников. Воспитатель спрашивает у детей, какой пейзаж им особенно нравится,
эмоционально и образно говорит о собственных чувствах и впечатлениях.
Использует приемы для сенсорного восприятия картин: просит детей закрыть глаза
и послушать, как звенит мартовская капель или как тихо падает первый снег;
зажмуриться от яркого солнца; глубоко вдохнуть морозный воздух и т. п.
Рассматривая с детьми экспозицию с фотографиями,
воспитатель рассказывает, что хороший фотограф — это тоже художник, так как он
может через цветную фотографию передать красоту природы. Такие фотографии
часто используют в книгах, журналах, альбомах, календарях.
Экспозицию с открытками дети рассматривают самостоятельно.
4-я часть. Воспитатель предлагает дошкольникам
вспомнить их впечатления от зимней природы и изобразить их любым способом —
сделать рисунок карандашами или нарисовать картину-пейзаж красками; срисовать
открытку или фотографию. Оказывает детям индивидуальную помощь в осуществлении
их замыслов. |