Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская.
Цели: развивать устную речь; обогащать словарный запас;
учить составлять рассказы про животных; познакомить с новым жанром живописи -
анималистическим; систематизировать знания детей о таких жанрах живописи, как
портрет, натюрморт, пейзаж; упражнять детей в умении использовать технику
«гуашь и поролон»; воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним
животным.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о диких
и домашних животных, о различных жанрах живописи, высказывать свою точку
зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; интересуется
изобразительной детской деятельностью (рисование котенка).
Материалы и оборудование: рисунок Е. И. Чарушина
«Лисенок».
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Отгадайте, какое это животное?
Желтая хозяюшка из леса пришла,
Всех кур пересчитала, с собой унесла. (Лиса.)
2. Рассказывание на тему «Лисята».
- Это очень красивое животное. Давайте опишем его. (Похожа
на яркое солнышко с огненным пушистым хвостом, острой мордочкой.)
-Какие изменения наступают с приходом весны у лисицы? (Линька
один раз в год.)
- Весной волоски шерсти выпадают, становятся реже,
короче. Почему лисица сбрасывает толстый и длинный волос? (Становится теплее.)
- Рассмотрите рисунок Е. И. Чарушина «Лисенок».
- Весной в норе у лисицы родятся 4-6, а то и 12 бурых
лисят. Месяц или два кормит их лисица молоком, а затем приносит живую добычу.
Чем питается лиса? (Лиса - хищник. Она питается в основном мышевидными
грызунами, может питаться больными, слабыми мелкими животными, птицами. Весной
она питается прошлогодними ягодами, растениями, насекомыми, личинками.)
3. Рисование.
- Давайте вначале вспомним, какие жанры живописи вы
знаете.
Картины, изображающие природу, называются пейзаж.
Картины, изображающие красивые вещи и предметы, - натюрморт. Рисование человека
- это жанр портрета.
- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним жанром
живописи - анималистическом. Запомните, ребята, если на картине нарисовано
какое-нибудь животное, то это анималистический жанр. Слово анимал означает
животное. Поэтому художники, которые на своих картинах рисуют животных,
называются анималистами.
- Во все времена человек любил, приручал животных,
наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства:
картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.
- Сегодня мы с вами будем художниками-анималистами. Если
вы отгадаете загадку, то узнаете, кого мы будем рисовать.
Вся лохматенькая,
Четыре лапки,
Сама усатенькая,
Два яхонта под шапкой.
Детям предлагаются карточки с изображением кошек для
рассматривания.
- Что нужно взять из этой загадки для изображения кошки?
1. Фактуру меха - мохнатенькая.
2. Количество лап - четыре.
3. Наличие усов, и к тому же довольно длинные.
4. Сверкающие глаза, отличающиеся по цвету от окраса
зверька.
- О кошках, как и о других животных, люди сочиняют
сказки, пишут стихи и рассказы.
- Вспомните, в каких сказках кот достался своему хозяину
в наследство? («Кот в сапогах».)
- Кто и кому говорил эти слова: «Несет меня лиса за
темные леса, за высокие горы...»? (Мальчик Жихарка своему котику.)
- Что делает кот ученый, когда идет направо? (Песнь
заводит.)
- Назовите автора сказки «Кто сказал мяу?» (Сутеев.)
- Как зовут кота ~ героя американского мультсериала,
который никак не может поймать мышку Джерри? (Том.)
- Назовите имя кота, который любит повторять: «Ребята,
давайте жить дружно!» (Леопольд.)
- Какая известна вам игра, связанная с котом? (Кошки-мышки.)
- Давайте вспомним поговорки о кошках. (Живут как кошка с
собакой. На душе кошки скребут. Кот наплакал.)
- Подумайте и скажите, какую словесную характеристику
можно дать кошке. Какая она? (Находчивая, чистоплотная, льстивая, «себе на уме»
- хитрая, любит поспать в тете и вкусно поесть, проворная, озорная, игривая...)
- Сегодня мы будем рисовать маленького озорного котенка.
А рисовать будем в технике «гуашь и поролон», то есть основной рисунок мы
делаем не кистью, а как бы протаптываем поролоном, и только фон будем
закрашивать кисточкой.
- Вначале нужно выложить на палитру небольшие порции
гуаши, смешать краски и подобрать оттенки для шерстки. На сухой поролон
набираем немного полученной смеси и на свободном участке палитры делаем
несколько оттисков - снимаем лишнюю краску. Самое главное - следить, чтобы на
поролоне не оказалось слишком много гуаши, иначе пушистая фактура не получится.
- Сначала поролоном протаптываем контур животного и
начинаем заполнять его: закрашиваем голову, затем тело, лапки и хвост. На один
цвет можно накладывать другой, но тоже почти сухим поролоном, сняв лишнюю
краску.
- Глаза и носик мы будем рисовать палочками, а рот и усы
- тонкой кистью. Толстой кистью рисуем, или, говоря профессиональным языком,
пишем фон вокруг зверюшки. Вначале для этого следует обвести силуэт и поправить
пропорции. Ну и наконец, чтобы глаза нашего котенка были живыми, нужно
поставить пятно блика белилами на зрачок.
4. Рефлексия.
- О ком мы рассказывали?
-Что мы изобразили на рисунках? |