Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская
Цели: учить детей рассказыванию; развивать мелкую
моторику, интерес к народным промыслам: городецкой росписи; воспитывать любовь
и уважение к членам своей семьи.
Планируемые результаты: знает членов своей семьи; связно,
последовательно и выразительно пересказывает историю своего рода; интересуется
изобразительной детской деятельностью (выполнение элементов цветочного узора в
городецкой росписи).
Материалы и оборудование: семейные фотографии детей,
гуашь, листы белой бумаги, кисточки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть семейные
фотографии и перечислить членов семьи.
2. Рассказывание о семье.
- Расскажите о своей семье.
Дети рассказывают о
своей семье, показывая каждого члена семьи на фотографии.
3. Пальчиковая гимнастика.
ПЕТУШОК
Указательный палец касается большого — получается «клюв».
Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх - это «гребешок».
Встает па заре.
Поет на дворе.
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок.)
Педагог просит детей изобразить петушка и прокукарекать:
«Ку-ка-ре-ку!»
— Петя-петушок
носит красный гребешок. Петушок им очень гордится и любит всем показывать.
ГРЕБЕШОК
- Пальцы обеих рук переплетите в замок. Поочередно
поднимайте пальцы.
Петя, Петя, Петушок,
Покажи свой гребешок,
Вот этак и вот так:
То ладошка, то кулак.
- А на что похожа курочка? Курочка похожа на петушка,
только пальцы («гребешок») должны быть полусогнуты.
Зернышки клюет: «Ко-ко-ко,
Не ходите далеко». (Курица.)
- Изобразите курочку и покажите, как она кудахчет:
«Ко-ко-ко».
Вышла курочка гулять,
Свежих зерен поклевать,
А за ней ребятки –
Желтые... (цыплятки).
- Каждой пальчик (это «цыплята») по очереди соедините с
большим, при этом каждый «цыпленок» должен пропищать: «Пи-пи».
4. Выполнение элементов цветочного узора в городецкой
росписи.
- В течение многих десятилетий мастера отрабатывали
приемы декоративной разделки цветов - розана, купавки. Несколькими движениями
кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана
побольше, для купавки - поменьше. Характерный цвет - красный, оранжевый,
синий, другой - белила. Городецкую роспись лучше выполнять непрозрачной краской
- гуашью. Несколькими движениями кистью определяем силуэт цветка в форме круга.
Следующий этап - определение центра цветка. У розана
центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Чистой
краской (не смешанной) рисуем центр цветка в виде круга. У розана центр - в
середине цветка, у купавки он смещён влево или вправо.
Центр рисуют чистой краской без белил.
Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек
совпадает с цветом центра цветка. Чистой краской рисуем лепестки цветов. Чтобы
получить дужку красивой формы, её начинают прописывать кончиком кисти, почти
не нажимая на кисть, затем - сильный нажим (он приходится на середину дужки), и
заканчивается контур опять без нажима. Кисть держим перпендикулярно
расписываемой поверхности.
Завершающий этап росписи - оживка — линейная разделка
пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи словно
освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок. Выполняем тонкой
кистью белые штрихи и точки.
Воспитатель по ходу
рассказа показывает приемы изображения. Дети выполняют упражнения по рисованию
элементов цветочного узора городецкой росписи.
- Какие изделия городецких мастеров больше всего
понравились?
- В украшении каких предметов можно увидеть розан и
купавку?
5. Рефлексия.
- Какие фотографии мы рассматривали?
- О чем вы рассказывали друг другу?
- Какая пальчиковая игра вам понравилась больше всего?
- Какие элементы городецкой росписи мы изображали? |