Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной
литературы.
Цели: помочь усвоить слова, обозначающие предметы, действия,
признаки; уточнить и расширить словарь по теме «Деревья осенью»;
совершенствовать умения образовывать и использовать в речи относительные
прилагательные; развивать умение составлять связные монологические
высказывания описательного характера; улучшать общую моторику и координацию
движений; познакомить детей с техникой городецкой росписи.
Планируемые результаты: сопровождает игровые
взаимодействия речью; поддерживает беседу, делится с педагогом и другими
детьми разнообразными впечатлениями о городецкой росписи, высказывает свою
точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, удивление) при
прослушивании стихотворения «Городец» и рассматривании репродукций картин на
тему «Осень».
Материалы и оборудование: разрезные картинки (деревья),
наборы демонстрационного материала по теме «Деревья» и предметных картинок по
теме, репродукции картин И. И. Левитана «Октябрь», И. С. Остроухова «Золотая
осень», Н. И. Осенева «Осень»; образцы узоров; акварельные краски (гуашь);
мягкие кисточки; ватные палочки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Осень, как художник,
Лес разрисовала.
Дерево и кустик –
Все волшебным стало.
2. Игры с листьями.
Дети выбирают
листочки и объединяют в группы по цвету листьев: желтый, красный, оранжевый.
- Как называется лес из берез? (Березовый.)
- Лес из осин? (Осиновый.)
Из кленов? Сосен?
Звучит в записи
скрипичный концерт «Осень» из альбома «Времена года» А. Вивальди.
- Давайте поиграем. Если я покажу сосну - танцуют дети с
желтыми листьями, если березу - с красными листьями, если клен - с оранжевыми
листьями.
Воспитатель читает
стихотворение.
Осень!
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют...
- Какого цвета листья осенью?
- Как называется явление, когда падают желтые листья?
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает,
С веточек листву сдувает.
Листья по ветру кружатся,
И под ноги нам ложатся
- Листья березы, клена, осины,
Листики ивы и тополиные,
В воздухе кружат, под ноги летят,
Знают все дети: в лесу ... (листопад).
3. Рассматривание изделий с городецкой росписью.
- Где хранятся красивые редкие вещи? Правильно, в музее.
Рассмотрите изделия. Какая на них роспись? (Городецкая.)
Педагог читает
стихотворение «Городец». Дети рассматривают образцы городецкой росписи.
Есть на Волге город древний,
По названью - Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит.
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Загадки:
• Он неброский, круглый он, нераскрывшийся ... (бутон).
• Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она — ... (купавка).
• Словно чудо тут и там распускается ... (розан).
• Она круглая, как чашка, и зовут ее ... (ромашка),
- Найдите эти элементы на рисунке.
Ох, Россия, ты, Россия,
Славы не убавилось,
Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась.
Все работы хороши,
А мы спляшем от души!
- Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера? (Цветы, птиц.) Росписи выполняются
гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные
фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и
цвету. Господствующий цвет городецких росписей - ярко-желтый хром или киноварь
(ярко-красная краска). Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый,
голубой) используются для написания узора, черный и белый - для проработки
деталей.
Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы
Необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
- Посмотрите на картинку.
— Какие цветы изображены? (Купавка и розан.) Это основные элементы городецкой росписи.
Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними? (Круглая форма, лепестки дужками, белая
оживка.) А в чем их отличие? (У
купавки центр цветка смещен, а у розана он посредине.)
Городецкая роспись –
Как ее нам не знать...
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты –
Ни пером описать.
Городецкая роспись –
Как ее нам не знать.
4. Рефлексия.
- О каком времени года мы беседовали?
- Какую роспись рассматривали?
- Чем интересна городецкая роспись? |