Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной
литературы.
Цели: предложить детям вспомнить названия русских
народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок;
учить характеризовать произведение, создавать образ любимой игрушки;
совершенствовать интонационную выразительность речи; упражнять в образовании
существительных с суффиксом -ищ; закреплять разнообразные приемы лепки всей
рукой и пальцами; воспитывать стремление доводить начатое до конца; вызывать
эстетическое отношение к своим работам, учить их оценивать.
Планируемые результаты: выражает свои эмоции после
прочтения русской народной сказки «Заяц-хваста»; умеет поддерживать беседу,
высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с
педагогом и сверстниками во время проведения подвижной игры; работает с
пластилином по образцу и собственному замыслу (лепка любимой игрушки).
Материалы и оборудование: глина; доска; иллюстрации к
сказке «Заяц-хваста»; фотографии домов города.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Назовите известные русские народные сказки. (За каждый
правильный ответ воспитатель вручает мелкие предметы (из набора предметов для
счета), следит за правильностью ответов.)
- Как обычно начинаются русские народные сказки?
(«Жил-был, жили-были».)
2. Беседа о русской народной сказке «Заяц-хваста».
- Многие русские народные сказки имеют сказочную
концовку: «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец».
- А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову:
книжища - домище - чемоданище. О каких по величине предметах идет речь?
- Да, о больших предметах. Назовите другие слова, похожие
на эти. Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки
«Заяц-хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».
Педагог повторяет цитату, а дети помогают ему, хором
произнося существительные с суффиксом -ищ.
- Должно быть, в сказке «Заяц-хваста» идет речь о
зайце-великане? Давайте послушаем ее. Воспитатель читает сказку «Заяц-хваста».
- Все ли слова вам понятны? (Объясняет значение слов: кокорина
(коряга) и гумно (помещение, в котором крестьяне хранили зерно).)
- В этой сказке жил действительно заяц-великан?
- Охарактеризуйте зайца. (Трусливый, хвастливый.)
- Вспомните диалог тетки вороны и зайца-хвасты:
- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
- А как ты хвастал?
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а
зубищи.
- Боле не хвастай!
Дети инсценируют диалог (читают по ролям).
3. Подвижная игра «Дуй сильнее!».
Дети делятся на две группы и садятся на противоположных
концах площадки. Посередине зала ставятся стояки, и между ними протягивается
параллельно две нити (одна — выше, другая - ниже), каждая длиной в 1 м. На
нитях нанизаны кусочки бумаги. Воспитатель вызывает от каждой группы по одному
ребенку. Они подходят к нитям и дуют на бумажки с такой силой, чтобы каждый
кусочек продвигался в конец по нити.
4. Лепка.
Спросить детей, кто из них какие игрушки любит. Наиболее
интересные и доступные для изображения обсудить, решить, какие можно
использовать способы лепки. Предложить детям самостоятельно вылепить свою
любимую игрушку. Поощрять интересный замысел, следить за использованием
правильных, разнообразных способов создания изображений. В конце полюбоваться
всеми работами. Всем вместе выбрать наиболее интересные, обратить внимание
детей на их красоту и выразительность.
5. Рефлексия.
- Какие русские народные сказки мы называли?
- О чем сказка «Заяц-хваста»?
- Что вылепил каждый из вас? |