Рассматриваниекартины«Играем с матрешками» (серия «Мы играем», автор Е. Батурина).
Цель. Учить
детей понимать знакомый сюжет, называть действия персонажей, окружающие
предметы. Уточнить представления детей о величине предметов — большой,
поменьше, самый маленький; о высоте —высокий, пониже, самый низкий; об
основных цветах — желтый, красный, синий, зеленый.
Ход
занятия.
У
воспитателя на столе находятся разные игрушки — куклы, машины, кубики и др.
— Ребята,
посмотрите, что у меня на столе? (Дети перечисляют игрушки.)
— Как можно
назвать все это одним словом? (Игрушки.)
— Но здесь нет
одной игрушки, про которую я сейчас загадаю вам загадку:
Ростом
разные подружки. Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего
одна игрушка.
— Что это
за игрушка? (Если дети не ответят, воспитатель должен показать матрешку и еще
раз повторить загадку, раскрыв матрешку, а потом собрав ее.)
— Да, это
матрешка. Сколько у меня сейчас в руке матрешек?(Одна.)
— А можно
сделать много? (Да.)
— Володя,
покажи нам, как сделать много матрешек. (Ребенок разбирает матрешку, а
воспитатель ставитматрешекпо росту.)
— Вот как
много стало матрешек! Эта матрешка какая? Самая... (большая). А следующая матрешка?
(Поменьше.) А последняя матрешка самая... (маленькая.)
— Интересно
играть с матрешками! Вот и Ира с Сережей тоже любят играть с матрешками.
Давайте посмотрим, как они играют.
Воспитатель
вносит картину и дает детям некоторое время посмотреть ее самостоятельно, а
потом рассматривает картину вместе с детьми.
—
Посмотрите на картину. Что делают дети? (Играютс матрешками.)
— Как
играетСережа? (Он кормит матрешек.)
— Как он
расставляет тарелочки? (Самой большой матрешке он поставил самую большую
тарелочку, матрешке поменьше и тарелочку поменьше, а самой маленькой матрешке —
самую маленькую тарелочку.)
Если дети
не смогут ответить, воспитатель подсказывает, задает наводящие вопросы:
«Смотри, у самой большой матрешки тарелочка какая? Самая большая» и т.д.
— Как вы
думаете, что говорит Сережа своим матрешкам?(Предположениядетей.)
— Да, он
говорит: «Кушайте матрешки кашу: она вкусная».
— А как
играет Ира? (Она построила лесенку и расставляетнанейсвоихматрешек.)
— Как Ира
расставляет матрешек? (Ответы детей.)
— На какую
ступеньку поставила девочка матрешку в красном платочке? (На самую высокую, на
самую верхнюю.)
— Как одета
матрешка, которая стоит на следующей ступеньке, пониже? (Матрешка в синем
платье ижелтомплаточке.)
— На какую
ступеньку Ира хочет поставить матрешку в зеленом платочке? (На самую низкую.)
— Ира
ставит матрешек на ступеньки и что-то приговаривает. Как вы думаете, что?
(Предположения детей.)
— Ира
говорит: «Топ-топ, матрешки, топ-топ». Вот как хорошо играют дети! Послушайте,
ребята! Я вам расскажу, как играли с матрешками Сережа и Ира.
Рассказвоспитателя
Интересно
играть с матрешками! Сережа кормит своих матрешек. Он взял разные тарелочки и
поставил самой большой матрешке самую большую тарелочку, матрешке поменьше и
тарелочку выбрал поменьше, а самой маленькой матрешке поставил самую
маленькую тарелочку «Кушайте, матрешки, вкусную кашку!» А Ира из красных
кирпичиков построила лесенку. Ах, какие у нее нарядные матрешки! На одной
матрешке красный платочек, на другой - желтый, на третьей - зеленый. Идут
матрешки по ступенькам - топ-топ, топ-топ. Дружно играют дети!
— И наши
ребятки сейчас пойдут одеваться и будут дружно играть на прогулке.