Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: выявить понимание пространственных отношений в
группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке,
предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений;
продолжать закреплять навыки строительства домика разной величины (высокий -
двухэтажный, низкий), развивать сюжет игры; учить отражать в постройке свои
представления о знакомых предметах, передавая в постройке основные детали (стена,
крыша, окно, дверь); закрепить умение выполнять постройку в нужной
последовательности.
Планируемые результаты: с интересом участвует в
подвижной игре, в конструировании домика из геометрических фигур;
ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных
отношений (левая и правая стороны); активно и доброжелательно взаимодействует с
педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: картинки для счета; 10-12
кирпичиков, 2 призмы, 4 кирпичика, 1 призма, 1 матрешка или куколка.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения В. Берестова.
Стоял человек на развилке дорог. И мячик кидал, и страницы листал,
Где право, где лево - понять он не мог. И ложку держал, и пол подметал,
Но вдруг ученик в голове почесал «Победа!» — раздался ликующий крик:
Той самой рукою, которой писал, Где право, где лево, узнал
ученик.
Воспитатель предлагает каждому ребенку показать левую
и правую руки.
2. Упражнения.
«Движение по заданной инструкции» (усвоение частей,
левой и правой стороны).
Мы в строю шагаем браво. На одной ноге постой-ка,
Мы науки познаем. Будто ты солдатик стойкий.
Знаем лево, знаем право Ногу левую - к груди,
И, конечно же, кругом. Да смотри не упади.
Это правая рука. А теперь постой на левой,
Ох, наука нелегка! Если ты солдатик смелый.
«Вверх-вниз, сверху-снизу».
а) Ориентировка в пространстве:
- Что наверху, что внизу? (Анализ конструкции башен,
построенных из геометрических фигур.)
б) Ориентировка на листе бумаги:
- Нарисуйте в верхней части листа кружок, в нижней -
квадрат.
- Положите оранжевый треугольник, положите сверху
желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого - красный.
«Где котенок?»
Воспитатель, Когда-то находчивый, умный, ловкий,
хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в
прятки.
Воспитатель показывает карточки, где нарисовано, куда
прячется котенок, и помогает детям вопросами типа:
- Куда спрятался котенок?
- Откуда он выскочил? И т. д.
3. Игра «Где лево, где право?».
Инструкция:
• стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
• по инструкции расположить предметы слева и справа от
данного;
• определить место соседа по отношению к себе;
• определить свое место по отношению к соседу,
ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя —
слева от меня»);
• стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала
у себя, затем у товарища левую руку, правую руку и т. д.
4. Подвижная игра «Стоп!».
С одной стороны площадки за линией дети стоят в
шеренге. На расстоянии 10—15 шагов от детей чертят круг (диаметром 2-3 м). Из
детей выбирают одного ведущего, который становится в круг спиной к ним.
Ведущий закрывает глаза и говорит: «Быстро иди, не отставай, стоп!» В то время
когда он говорит эти слова, дети большими шагами быстро идут вперед по
направлению к ведущему. На слово «Стоп!» все замирают на местах. Если ребенок
не успел остановиться и встать ровно, ведущий опять ведет его к линии, и он при
повторении игры начинает двигаться снова от линии. Ведущий закрывает глаза и
говорит те же слова, а дети дальше двигаются к ведущему в круг, и так до тех
пор, пока кто-нибудь из детей не дойдет к ведущему в круг раньше, чем тот
скажет «Стоп!» Этот ребенок меняется местами с ведущим, и игра повторяется.
5. Конструирование.
Воспитатель показывает дом из строительного материала.
- Посмотрите, какой красивый дом у меня построен. В
нем живет утенок. Он весело крякает: «Кря-кря-кря». А кто это вышел из-за елки?
Матрешка. Ей тоже нравится домик. Давайте матрешке построим домик. Один
кирпичик поставим так, а другой чуть дальше. Это стены. Теперь надо поставить
крышу. (Кладет сверху на кирпичики призму.) Но матрешка хочет смотреть в окошко,
приставим еще один кирпичик на длинную узкую сторону - это окошко, а спереди
будет дверь - кирпичик поставим на узкую короткую сторону. Вот и у тебя,
матрешка, теперь есть домик (ведет матрешку к домику, приговаривая):
Это чей, это чей 
Новый дом из кирпичей!
Это дети строят дом,
Чтобы куклы жили в нем!
- Сейчас вы будете строить такие же домики для
сестричек матрешки. Когда постройки будут готовы, можете с ними поиграть.
Дети строят домики для маленьких матрёшек.
6. Рефлексия.
- Что мы делали на занятии?
- В какие игры играли?
- Что мы строили?
- Для кого мы строили домик? |