Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие
художественной литературы.
Цели: развивать устную речь; обогащать словарный
запас; воспитывать уважение к семейным традициям и товарищам по игре;
составить правила игры; учить осмысленно и эмоционально воспринимать
художественное произведение, усваивать его структуру и языковой материал;
активизировать интерес к пересказыванию.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу,
высказывать свою точку зрения; знает семейные традиции; связано,
последовательно и выразительно пересказывает небольшой текст; выражает
положительные эмоции при проведении музыкальной игры «Ветер играет с
листочками» (муз. А. Жилина), сопровождая свои действия речью.
Материалы и оборудование: сундучок; семейные
фотографии и реликвии.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о традициях
семьи. Что такое традиции? «Традиции - основа семьи».
2. Беседа.
- Почему люди соблюдают традиции?
- Какие семейные традиции вы знаете?
- Семейные традиции - это принятые в семье правила
поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила
составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Каждая семья интересна
по-своему, у каждой - свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых,
проводить семейные торжества. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели,
кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно, ваши мамы, бабушки,
папы, родные и близкие вам люди — семья, те, кто дорог вам больше всего на
свете. Чем же отличается одна семья от другой? (Привычками, укладом, обычаями,
атмосферой, традициями.) Расскажите об интересных традициях в ваших семьях,
например, как проводите свободное время, отпуск.
3. Знакомство с фотовыставкой.
- Давайте прогуляемся по нашей фотовыставке под названием
«Загляните в семейный альбом». С какой традицией связана эта выставка?
(Собирать и хранить фотографии.) Традиция эта очень важна. Недаром во время
войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они
брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
На нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Посмотрите
их и послушайте песню «Семейный альбом».
4. Игра «Бабушкин сундук».
Воспитатель проводит игру «Бабушкин сундук».
- Человек живет, пользуется какими-либо вещами,
которые ему дороги, связаны с какими-либо событиями в его жизни. И вот уже
человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем её хранить. У каждого дома: в
чуланчике, на чердаке у бабушки - хранится много старинных вещей. Вот мы с вами
провели разведку, поиск старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать
их, и сложили их все в бабушкин сундук. Вот он какой расписной, большой. Какие
же тайны хранит бабушкин сундук? (Достает предмет.) Кто узнал свою вещь, должен
кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.
5. Музыкально-игровое творчество «Ветер играет с
листочками» (А. Жилина).
6. Чтение и пересказ сказки.
Воспитатель, прочитав один или два раза текст,
проводит беседу, цель которой повысить интерес детей к сказочным персонажам, их
действиям, поведению; подчеркнуть логическую связь между частями сказки;
выделить нужную лексику и синтаксическую структуру фраз путем практического
использования их в вопросах и пояснениях. Участвуя в беседе, дети начинают
сами оперировать языковым материалом произведения и тем самым готовятся к
свободному использованию его в процессе пересказывания.
Вопросы:
- Вспомните: как начинается сказка?
- Что говорила курочка петушку, когда он стал клевать
зеленехонькую смородину?
- Почему петушок заболел?
-Когда во второй раз курочка советовала петушку
обождать?
- Что сделал Петя?
- Когда в третий раз курочка давала совет обождать?
- Как курочка объясняла петушку, почему надо обождать?
В ходе беседы воспитатель может прибегнуть и к
выборочному чтению - прочитать только ту часть текста, в которой содержатся
нужные словосочетания и обороты речи. Таким путем он еще раз привлечет внимание
детей к лексике и синтаксическому строю произведения. Это особенно важно в тех
случаях, когда литературный материал оказывается для них сложным.
В заключение беседы педагог вновь читает текст и
предлагает детям приступить к пересказу.
Сказка велика по объему, и дошкольники учатся
рассказывать ее коллективно, по частям — один ребенок передает содержание
первой, логически законченной части, второй пересказывает середину сказки,
третий — заключительную часть текста. Затем еще одна группа детей повторяет
пересказ.
7. Рефлексия.
- Что мы делали на занятии?
- Какую сказку рассказывали?
- В какие игры играли? |