Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной
литературы.
Цели: формировать умение составлять совместный
повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания,
придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа; упражнять в подборе
признаков к животному, а также глаголов, обозначающих характерные действия
животных; воспитывать сочувствие к персонажу придуманной истории; учить детей
расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров, выделять
основные элементы узора, их расположение; развивать эстетическое восприятие;
закреплять умение рисовать красками.
Планируемые результаты: может самостоятельно или с помощью
воспитателя, придерживаясь сюжетной линии, придумать небольшой рассказ о лесных
жителях; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками
при проведении подвижной игры; интересуется изобразительной детской
деятельности (дымковская роспись).
Материалы и оборудование: игрушки - лиса и заяц, мяч,
пол-листа ватмана, цветные карандаши, вылепленные фигурки, гуашь, палитры,
образцы народных игрушек;
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель проводит игру «Подбери слова к игрушке».
- Сегодня мы будем с вами учиться придумывать рассказ о
лесных жителях. Но сначала поиграем. Становитесь в круг. (В центре круга на
стульчике сидит игрушка - лиса.) Я начинаю: «Это лиса». Она какая? (Бросает мяч
кому-то из детей, ребёнок называет определение и возвращает мяч воспитателю.) Ещё
какая? (Дети по очереди называют все признаки лисы.)
— Что умеет делать лиса? (Бросает мяч по очереди детям,
дети называют все действия лисы.)
Воспитатель подытоживает ответы детей: «Лиса рыжая, у неё
пушистый хвост, зелёные с прищуром глаза, усы. Лиса умеет ловить мышей, зайцев;
тихонько подкрадывается к курятникам и таскает оттуда кур, петушков, цыплят и
т. д.».
Аналогичным образом проводится игра с другой игрушкой -
зайцем.
2. Придумывание рассказа совместно с воспитателем.
- Сейчас мы придумаем рассказ про лису и зайчика. Я буду
начинать предложение, а вы - заканчивать. Наш рассказ я буду зарисовывать. (Лист
размером не менее половины ватмана.)
Рисование целесообразно, потому что оно может
способствовать повышению интереса к заданию и активизирует речевую деятельность
детей.
«Как-то раз решила лиса зайца ... (поймать). Притаилась
за кустиком и ... (ждёт). Вдруг видит ... (бежит зайчик). Она хотела ... (наброситься
на него). Но ничего у неё ... (не вышло). Её рыжий пушистый ... (хвост)
зацепился за... (пенёк). Лиса стала сердиться на ... (него). Она кусала его ...
(зубами), громко... (рычала). Зайчик услышал всё это и ... (убежал)».
В совместном составлении повествовательного рассказа
педагог берёт функцию планирования на себя. Он задаёт схему высказывания, а
дети (ребёнок) заполняют эту схему различным содержанием. Важно помогать детям
не только наводящими вопросами, но и жестами, мимикой, интонацией.
- Кому понравился наш рассказ? Я предлагаю пересказать
его ещё раз. (Пересказывают 2-3 ребёнка.)
- Что задумала лиса? Как она решила ловить зайца? Почему
у лисы ничего не вышло?
3. Динамическая пауза «У оленя дом большой…».
Дети произносят слова, сопровождая их движениями:
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежал,
В дверь к нему стучал.
Тук-тук-тук, олень, открой.
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.
4. Рисование.
Рассмотреть дымковские изделия. Спросить детей, какие
элементы украшают фигурки, какого они цвета, как расположены. Предложить детям
расписать вылепленные ими раньше фигурки. В процессе работы обращать внимание
детей на цветовые сочетания. В конце занятия все работы детей оформляются в
виде выставки.
5. Рефлексия.
- В какую игру мы играли?
- О чем мы придумали рассказ?
- Какие игрушки мы расписали? |