СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ». ХАРАКТЕР БОГАТЫРЯ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА». РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «МОЕ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»
15.04.2012, 18:56
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: учить составлять рассказ на заданную тему; продолжать развивать детское изобразительное творчество; выразительно передавать в рисунке образы животных, выбирать для рисования материал по своему желанию, рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей; развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала, устную речь; закреплять технические навыки и умения в рисовании. Планируемые результаты: может самостоятельно придумать рассказ на заданную тему; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование на тему «Мое любимое животное»). Материалы и оборудование: произведение М. Мусоргского «Богатырские ворота»; карандаши, мелки, акварель, чтобы дети могли выбрать по своему желанию; листы бумаги разной величины (для работы карандашом - поменьше, для рисования красками, цветными мелками - побольше).
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя. - Послушайте стихотворение-загадку. Силён, как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей, И стариков и матерей! - О ком говорится в этом стихотворении? (О богатыре.) -Правильно. Мы сегодня поможем богатырю преодолеть все трудности. Давайте вместе с ним сядем на крепкого коня и отправимся в дальнюю дорогу. - Как вы догадались, что это богатырь? - Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (Из былин, сказаний, песен, стихотворений, книг.) - Что такое былина? - Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Кто слагал былины о богатырях? (Сказитель.) - Как он рассказывал былину? - Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях- богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил: Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские! 2. Составление рассказа на тему «Богатыри». Характер богатыря сказки «Никита Ко¬жемяка». - Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, кото¬рая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминаются Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия - какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко - сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро. - Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей: О витязь! Делами твоими Гордится великий народ. Твоё громоносное имя Столетия все перейдёт. - Тысячу лет назад это было, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей - богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других по сей день. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и в пословицах говорится. Послушайте. • Не родом богатырь славен, а подвигом. • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать. • Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять. • В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-матушке. - Как одеты богатыри? (На них кольчуга - железная рубашка.) - Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.) - Что надето на головы богатырей? (Шлем.) - На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина-богатыря от ударов. - Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч - булава.) - Меч был главным оружием воинов - богатырей и ратников - в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. (Показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенных орнаментом; меч обклеен фольгой.) Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом. 3. Динамическая пауза. Проводит ребенок в костюме богатыря под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»: Дружно встали - раз, два, три, Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо, и еще Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце - руки в боки, Наклонились влево, вправо, Получается на славу! 4. Рисование на тему «Мое любимое животное». - Расскажите о своих любимых животных. - Давайте нарисуем животных, которые вам больше всего нравятся. - Рассмотрите игрушку лисы. Опишите форму, строение, пропорции лисы. Какой хвост у лисы? Какие уши? Какая мордочка? Какие лапки? Какого цвета шерсть? Почему лису называют «хитрой»? - Рассмотрите игрушку медведя. Опишите форму, строение, пропорции медведя. Какого цвета шерсть? Какие лапы? Почему медведя называют «косолапым»? Какой хвост? Какая мордочка у медведя? 5. Рефлексия. - Давайте рассмотрим все рисунки и выберем те, где с передачей характерных особенностей изображены животные.