Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию, включаться в совместное с воспитателем рассказывание; способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины; развивать память, внимание; воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать; выявить особенности хохломской росписи; воспитывать коллективистские качества, вежливость, аккуратность; пробудить интерес к народному промыслу. Планируемые результаты: самостоятельно составляет небольшой рассказ на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование в технике гжельской росписи). Материалы и оборудование: образцы орнамента на костюме, посуда, иллюстрации с изображением посуды; русская народная музыка; картина; акварель, альбомные листы; образцы хохломской росписи. Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. - Послушайте загадку. Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака.) - У нашей собаки нет друзей. Давайте поможем ей найти товарищей. 2. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами». - Рассмотрите картину «Собака со щенятами». Кто изображён на картине? Какая собака? (Большая, чёрная, лохматая, добрая.) Что делает собака? Как по-другому можно назвать действия собаки? (Лежит, отдыхает, наблюдает, сторожит, караулит.) - Что делает первый щенок? (Лежит рядом с мамой.) Что делает второй щенок? (Разглядывает воробьёв.) Откуда на картине еда в миске? Кто её мог принести? (Хозяин, дочка или сын хозяина.) Какая еда могла быть в миске? (Молоко, мясо, косточки, каша.) Кто ещё изображён на картине? (Птицы, воробьи.) Игра «Кто самый внимательный?». - Вы долго рассматривали картину, а теперь посмотрим, кто же из вас самый внимательный? - Сколько мисок изображено на картине? - Какого цвета собака? - Какие птицы изображены на картине? - Собака лежала на коврике или на полу? - Что мы видели в миске? (Картина сверяется с ответами детей после всех заданных вопросов.) - Мы внимательно рассмотрели картину, ответили на вопросы, а теперь будем учиться составлять рассказ по картине. Дома маме расскажете про собаку и её щенят. Ей будет очень интересно послушать. Я буду помогать вам. - На картине изображена собака со... (щенятами). Собака большая, ещё какая? (Лохматая, чёрная.) У неё есть... (два щенка). Одного зовут... (Тобик). Другого зовут... (Тузик). Щенки маленькие. Ещё какие? (Смешные, пушистые.) У собаки и щенков был обед. Заботливый хозяин по имени... (Миша) положил в миску... (кусочки мяса). Оно было очень... (вкусное). На тарелке ничего... (не осталось). После вкусного обеда собака... (легла отдыхать). Тобик тоже... (наелся) и... (лёг рядом с мамой). Тузик тоже хорошо... (поел), но он очень любопытный и стал... (наблюдать за воробьями). Собака и щенята нам очень... (понравились). 3. Знакомство с искусством гжельской росписи. - Сейчас я расскажу вам зимнюю сказку, а вы мне в этом поможете. Мы с детства очень лю¬бим русские народные сказки. А какими словами они обычно начинаются? (Жили-были.) - Нашу с вами сказку я тоже хочу начать этими словами. Жили-были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди. Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. В трудах и заботах неторопливо текла жизнь. Вот и зима уже на пороге, доброму и заботливому хозяину передышка в нелёгких трудах. Затихает бурная хлопотливая жизнь на полях, да и сама природа будто засыпает. (Показ репродукций картин русских художников.) - Почему зиму очень часто называют волшебницей? - Как по волшебству, изменяется всё в природе, земля покрывается пушистым белым покрывалом, деревья наряжаются в сверкающие серебристыми блёстками накидки или тёплые меховые шубы. - Какие стихи русских поэтов о зиме вам вспоминаются? (А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя ...», «Зимнее утро».) - Замерло всё в природе, заснуло до весны, но гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела: берут они припасённую с лета глину, замешивают глиняное тесто (а глина в тех краях «тонкая», белая) и начинают лепить посуду - чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. Потом сажают мастера свои поделки в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными, звонкими. - За делами - заботами незаметно опускается на землю тихий синий зимний вечер. Послушайте стихотворение В. Фетисова «Зимний вечер». Вечер зимний в небе синем Звёзды синие зажёг. Ветви сыплют синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом синеет, Крытый синей ватою. Тени ходят по стене Сеткой синеватою. Красит синькою мороз В окнах незабудки, И зевает синий пёс Возле синей будки. - Может, потому, что снега вокруг такие ослепительно белые, а вечерние тени гжельские такие синие, да морозные узоры на окнах голубые, а небо над деревенькой ясное лазоревое, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимою мы всё же о весне мечтаем, мастера-художники морозными узорами весенние сказочные цветы рисовали. Краски у гжельских мастеров с секретом: невзрачный серый порошок (кобальт называется), и узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят - так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками. - Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались. Рассмотрите гжельскую роспись. И пошла слава о чудесных цветах Гжели по всему свету. Роскошным подарком считаются изделия гжельских мастеров. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение вот уже более 650 лет. - Давайте поучимся у настоящих гжельских мастеров. Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «Чисток». (Показ на демонстрационном листе, прикреплённом к доске.) - Особый приём, отличающий гжельскую роспись, - «растяжение» цвета, от тёмно-синего до бледно-голубого. Выполняется этот приём «всей кистью» за счёт неравномерного набора краски на кисть, на кончике - большее количество, к основанию — минимальное. Гжельские мастера применяют сухую краску в порошке. Работая акварелью или гуашью, «растяжение» цвета можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем, убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с одной стороны широкого мазка. - Попробуйте выполнить на листе бумаги элементы росписи; поупражняйтесь в выполнении «растяжения» цвета. - На столе разложены шаблоны гжельской посуды. Выберите любой понравившийся образец, придумайте свой узор и распишите его в технике гжельской росписи. 4. Рефлексия. - С творчеством народных мастеров какого промысла мы сегодня познакомились? - Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (Используется только синяя краска на белом фоне, особые элементы росписи, приём «растяжения» цвета.) - Почему работы гжельских мастеров напоминают нам о зиме? (Белая, как снег, посуда, си¬ние и голубые «морозные» узоры.) - Что запомнилось на занятии? Понравилось? Не понравилось? - Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
|