Цель. Познакомить детей с тканями, продемонстрировать
их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ткани в
жизни человека.
Предварительная работа.
Педагоги подбирают разнообразные образцы тканей,
которые должны быть аккуратно подрублены. Для создания коллекции понадобится
большой альбом (для рисования или фотографий).
Материал.
При первом знакомстве с тканями понадобятся
увеличительные стекла — лупы.
Методика работы.
Педагог вносит в группу и раскладывает на детском
столе образцы тканей, предлагает детям рассмотреть их, обращает их внимание на
разнообразие тканей.
«Знаете, сколько на свете вещей из тканей! А сами
ткани какие разные: гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, плотные и редкие.
(Педагог предлагает детям подержать их в руках и найти среди них гладкие и
ворсистые и т. п.) Разные они, но их называют одним словом — ткани, значит,
все они, даже самые непохожие с виду, все-таки чем-то похожи. А знаете чем?
Посмотрите на кусочки ткани через увеличительное стекло — лупу. (Дети по
очереди рассматривают образцы.) Что же мы видим? Мы видим, что все ткани
состоят из нитей, которые переплетены между собой и крепко держатся друг за
друга.
Качество тканей зависит от качества нитей: из толстых
ниток получаются толстые ткани, а из тонких — тонкие, легкие. Как вы думаете,
что шьют из толстых тканей? Почему? А что шьют из тонких тканей? Почему?
Посмотрите, как красиво окрашены эти ткани. (Педагог
выбирает и показывает ткани с нанесенным рисунком, например хлопчатобумажные.)
Сначала все эти ткани были одинакового белого цвета (показывает неокрашенную
ткань) — вот такими. А кто же сделал их яркими и привлекательными? Как вы думаете?
Здесь потрудилось много людей. Сначала художник придумал рисунок, затем на
специальных станках этот рисунок перенесли на белую ткань».
Педагог предлагает детям сделать из образцов ткани
коллекцию (крепит кусочки ткани на страницы альбома или вкладывает их в
фотоальбом).
В
последующем коллекция периодически пополняется новыми поступлениями, которые
приносят из дома воспитатели и дети. Работая с коллекцией, дошкольники узнают
разные свойства тканей (ткань мнется, мокнет в воде и т. п.), на основе полученных
представлений они формулируют правила обращения с вещами и предметами,
сделанными из ткани. |