Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,
восприятие художественной литературы.
Цели: способствовать обогащению словарного запаса;
развивать речевую структуру языка, память, мышление; учить строить предложения,
составлять простой рассказ-описание; познакомить с дымковской росписью;
воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о
собаках, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку
зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость) при участии в
музыкально-игровом творчестве «Всадники» (муз. В. Витлина); способен
самостоятельно придумать небольшой рассказ на заданную тему.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка собаки, картинки
(пограничная собака, собака-спасатель, ездовые собаки, цирковые собаки,
собака-пастух, охотничьи), серия картинок «Как выбирали щенка»; образцы
дымковских игрушек; акварель; альбомные листы.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Отгадайте, о каком животном будем говорить:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака.)
- К какой группе животных относится собака? (Домашние животные.)
2. Беседа о собаке.
Вот первую дали собаке работу:
Жильё охранять и ходить на охоту.
- Объясните значение слов:
собачата собачий
собачка
собачник собачонка собаковод
- Объясните пословицы:
• Собака - верный друг человека.
• И собака помнит, кто её кормит.
-Рассмотрите иллюстрацию «Семья собаки». Кто здесь
изображен? (Щенок - сынок.)
- А кто мама? (Собака.)
- А как папу зовут? (Пёс.)
- Назовите самые отличительные признаки собаки. (Шерсть — густая, шелковистая, чёрная,
рыжая; хвост — длинный, пушистый, короткий; морда — вытянутая; глаза — добрые,
злые, чёрные; ушки — торчат на макушке, висят; лапки - короткие, длинные.)
- Про что можно сказать:
Он мой - ... (пёс,
хвост, нос). Они мои - ... (лапки,
глазки, ушки). Она моя - ... (спина,
голова, лапка).
- Найди ошибку и исправь.
Чёрный щенки. (Чёрные щенки.) Лохматая пёс. (Лохматый пёс.)
Короткая хвост. (Короткий хвост.)
- Какую кличку можно дать собаке?
- Кто это? (Игрушечный
щенок.)
- Послушайте мой рассказ: «Это мой щенок. Его зовут
Дружок. У него вытянутая мордочка. Ушки длинные. Глазки озорные. Носик
пуговкой. Хвостик короткий. Пёсик пушистый. Он самый верный друг. Я его очень
люблю».
- Давайте устно составим текст о щенке, но слово «щенок»
не должно повторяться.
- С давних пор живёт рядом с человеком собака, охраняет
его дом, защищает, помогает пасти стадо, охотиться на зверя. Каких только собак
не бывает - служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные! И все они
верно служат человеку.
- Рассмотрите рисунок. На нем изображены различные собаки
и волк.
- Для чего здесь волк? Может быть, эта фотография попала
сюда случайно, по ошибке. Давным-давно люди приручили древнего волка, от
которого позднее произошли собаки. Ведь смотрите, волки очень похожи на собак.
Давайте сравним. Что общего? В чем разница? (Дети
сравнивают внешний вид, повадки собак и волков.)
- Древние люди приручили волков, кормили их, ухаживали за
ними. Так собаки стали жить с человеком и верно служить ему. Раньше собаки были
все одинаковые. Менялась жизнь, менялись люди, менялись и собаки. Появилось
много пород собак. Сейчас насчитывается 400 их видов. Какие породы собак вы
знаете?
Педагог читает
стихи и соотносит их с картинками.
Вперёд! Сомнений нет!
Настроен пёс решительно,
Сперва взяла собака след
И следом нарушителя. (Пограничная
собака.)
- Собаки охраняют заводы, магазины, склады. Собаки-ищейки
помогают милиции найти преступника.
А вот ныряльщик пёс — в воде
Он проявляет выучку, а
И если человек в беде,
Всегда придёт на выручку. (Собака-спасатель.)
- Собаки разносят почту, продукты, помогают слепым.
Несутся собаки тропой ледяной,
Терпенье и сила в упряжке одной. (Ездовые собаки.)
Стадо овечье собаке послушно,
Собака справляется с работой пастушьей. (Собаки-пастухи.)
В разное время у разных народов
Собаки ценились различной породы
Гнаться так резво умели немногие,
Как русские гончие - псы быстроногие. (Охотничьи собаки.)
Зал аплодирует, хохочет:
Что за прыжки! Что за повадки!
В награду сахара кусочек,
Но труд артиста - ох не сладкий. (Цирковые собачки.)
- Собака - преданный друг человека. Но и вы должны о ней
заботиться. Если вы решили купить себе щенка, то должны знать и помнить, что
его воспитание требует много времени.
- Как нужно заботиться о щенке? (Кормить, купать, отвести своё место в комнате, гулять.)
- Как нужно заботиться о своих друзьях - собаках?
3. Музыкально-игровое творчество «Всадники» (муз. В.
Витлина).
4. Рассказ о дымковской росписи.
- Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных
игрушек.
- А вы знаете, что такое ярмарка? (Базар, рынок, где продают различные товары.)
Ярмарка - большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно
и то же время, с увлечениями, развлечениями.
- Недаром говорят в народе: «Шум, как на ярмарке!»
- Какие игрушки вы видите на нашей ярмарке? (Дымковские - глиняные.)
- Ласково и нежно называют эту игрушку Дымка. Почему же
эти игрушки — дымковские? (По месту их
рождения - они из слободы Дымково.)
- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город
Киров, видно слободу Дымково.
- Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки
дымковские? Зимой, когда топятся печи, и летом, в пасмурные дни. слобода вся будто
в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась дымковская игрушка.
- Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Дети рассматривают, трогают руками.)
- Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки.
И посей день не забыто гончарное ремесло.
- Как называют мастера, который работает с глиной? (Гончар)
Гончар — это мастер, который работает с глиной.
Из истории
дымковской игрушки.
Вятка славилась в старину своими базарами-ярмарками,
которые назывались «Свистунья» или «Свистопляска». Развлечением праздника были
глиняные игрушки - свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили игрушки для
ярмарки. И вот на прилавках ярмарки веселый товар; Охотно покупают его взрослые
и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего
слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник «Свистунья».
Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных
уголках нашей огромной страны, но дымковскую игрушку ни с какой не спутать.
Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается
мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают
игрушку более выразительной (демонстрация
игрушки).
- Какая характерная отличительная особенность у
дымковской игрушки? (Дымковская игрушка
- белоснежная. Перед тем как расписать дымковскую игрушку, ее белили мелом,
разведенным в молоке.)
- Какие элементы геометрического орнамента использовали
мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски,
точки, линии.)
- Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон),
черный.)
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым,
розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами. Внимательно рассмотрите
узоры на глиняных игрушках.
- Какие основные элементы геометрического орнамента чаще
встречаются на игрушках? (Круги, овалы,
клетка, полоска, точки, штрихи.)
- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы
относительно друг друга: в ряд; в шахматном порядке, в клетке между линиями.
- Обратите внимание на точки: между кольцами; на кольцах;
по краю колец; на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3-4 цветов).
5. Рефлексия.
- О каком животном мы беседовали?
- В какую музыкальную игру играли?
- О какой росписи вы узнали? |