Цель:
Формирование элементарных представлений о традициях Японии.
Задачи:
Закрепить умения детей устанавливать причинно-следственные связи;
Инициировать самостоятельный выбор детьми выполнение букета «икебана» в соответствии с моделью;
Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию слова, словотворчество;
Развивать коммуникативные навыки.
Обогащение и активизация словаря: Япония, «пасикока», кимоно, икебана, сакура, чайная церемония.
Оборудование:
- модель «Тайны Японии»;
- модели «правила составления букета «икебана»;
- слайд-презентация на тему «Япония»;
- костюм «кимоно»;
- музыкальное сопровождение – аудиозапись «Чайная церемония»;
- раздаточный материал для составления букета «икебана»: ветки, цветы, листья, клей, подставки;
- оборудование для чайной церемонии: заварочные чайники – 2 шт., термосы – 2 шт., пиалы, скатерти, цветочный чай.
Ход занятия:
Под японскую музыку дети входят в зал.
Воспитатель: Я очень рада видеть вас, ребята! Пасикока.
Поздоровайтесь и вы со мной так же.
(Дети пробуют)
Воспитатель: Мы поприветствовали друг друга на японском языке.
Когда я была такая же, как вы, у меня была мечта: я очень хотела побывать
в стране восходящего солнца (картина).
- Какую страну так называют?
Дети: Японию.
Верно! Совсем недавно мечта исполнилась - я съездила в Японию.
Поэтому я сегодня пришла к вам в национальном японском костюме – кимоно.
Эта страна открыла мне много своих тайн. Ваши воспитатели сказали мне,
что вы очень любите узнавать все новое и интересное.
Хотите, я и вам открою некоторые тайны Японии?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, каждую открытую тайну мы будем отмечать лучиком
восходящего солнца.
Воспитатель: Подумайте и скажите: люди какой национальности живут в Японии?
Дети: Японцы.
Воспитатель: Конечно! Проходите на стулья к экрану (выключаю музыку)
(на нём характерные фотографии нескольких японцев).
У этих людей особенная внешность.
Что особенного вы заметили в их лицах?
Дети: Узкие глаза желтая кожа...
Воспитатель: Как вы думаете, почему у людей в Японии глаза такой формы?
Дети: предположения: солнце, соленый брызги моря, ветер с моря...
Воспитатель: Правильно, (слайды) все эти погодные условия за многие годы
сделали так, что у людей в Японии узкие глаза и желтая кожа.
Это отличительная черта людей монголоидной расы.
Вот и раскрыта одна тайна Страны восходящего солнца!
И мы можем поместить один лучик на картину.
- Побывав в этой удивительной стране, я убедилась в том, что там живут
умные и веселые люди (слайды: фото улыбающихся японцев). Они познакомили
меня с интересной игрой. Хотите, я научу вас в нее играть?
Вставайте в круг!
Игра «Если весело живется, делай так»
(Первый раз на японском языке, второй - на русском)
Воспитатель: Приглашаю вас снова к экрану. В Стране восходящего солнца
люди очень гостеприимны и доброжелательны. Они любят дарить друг другу
подарки.
(Монитор – икебана 6 композиций)
- Что вы видите на экране?
Дети: Цветы, букеты, ветки...
Воспитатель: Эти букеты - традиционные японские подарки.
Они называются икебана.
Повторите вместе со мной: икебана.
- Чтобы составить икебана нужно знать правило.
Воспитатель: Японцы говорят: «Икебана – песня цветов, которая создает
настроение».Посмотрите, каждая икебана имеет основное направление,
а значит, передает свое особое настроение.
Воспитатель: Куда направлены ветки, цветы в этом букете?
Дети: Вверх.
Воспитатель: Поднимите руки вверх. Если ветки направлены вверх, значит,
эта икебана рассказывает о радости, веселье.
- А здесь, как расположены веточки?
Дети: Вверх и немного в сторону.
Воспитатель: Покажите руками. Это значит, что икебана говорит о
спокойствии, равновесии.
- Вот еще одна цветочная композиция, в ней все цветы направлены в сторону
и немного вниз (показ).
Попробуйте догадаться, какое настроение спряталось в этом букете.
Дети: Может быть грусть, печаль...
Воспитатель: Теперь вы знаете правило составления икебана.
А значит, открыли для себя еще одну тайну Страны восходящего солнца.
Оля, помоги закрепить лучик на картине (модель).
Хотите сами составить такой букет-настроение?
Дети: Да.
Воспитатель: На столах приготовлены ветки и цветы сакуры – японской вишни.
Ваша задача - украсить ветки цветами и составить икебана.
Но есть проблема: нас много и подставок на всех не хватит. Что же делать?
Дети: Можно объединиться в 3 подгруппы
(если не скажут, предложить самой объединение).
Воспитатель: Отличная идея! Я приглашаю вас к творчеству! Обязательно д
оговоритесь, какое настроение будет у вашего букета, о чем он будет
рассказывать. Чтобы помочь вам, есть модели-правила, я подвешу их так,
чтобы вы могли подойти и посмотреть. У вас получится, я уверена!
(практическая работа детей под японскую музыку)
Воспитатель: Вы справились с работой! Чтобы посмотреть, какие икебана
получились, встаньте свободнее, полукругом.
Вопросы:
- Егор, какое настроение передает ваш букет?
- А какое настроение прячется в вашем букете?
- Лена, почему у вашей композиции такое настроение?
Воспитатель: А теперь, друзья мои: «онами, конами яма сикатуя».
Интересно узнать, что я сказала? Это значит: Сделал дело – гуляй смело.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Когда поработаешь, можно и отдохнуть.
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, и пришло время отдохнуть!
Проходите на стулья. Посмотрите на экран (слайды).
- В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Это необычное чаепитие.
Обратите внимание, люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая.
Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение.
Не зря японцев считают самой здоровой нацией в мире.
Хотите тоже побывать на чайной церемонии?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, возьмите ваши икебана для украшения чайного стола.
Проходите к столам, опускайтесь на колени и присаживайтесь на пяточки,
как настоящие японцы. Какие у вас прямые спины, мне очень приятно на вас
смотреть.А я, как хозяйка чайной церемонии заварю для вас цветочный чай
(завариваю в прозрачные чайники из термоса).
Именно такой пьют в Японии, разливая его в чашки на 2 глотка.
- Во время чайной церемонии ведут беседы, читают необычные стихи.
Вот одно такое стихотворение:
Бабочка, не спи,
Проснись же поскорей,
Давай с тобой дружить.
- А вот еще одно:
Ветер налетел,
Листья сорвал.
Осень...
- Хотите вместе придумаем японское стихотворение?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Я начну, а вы продолжите:
Я смотрю на прекрасный букет,
Он...
(Дарит мне радость!)
- Вы узнали еще одну тайну Японии – научились сочинять японские стихи
(показываю модель). Лена, закрепи, пожалуйста, лучик на картине.
- Вот и чай почти распустился, а пока я его разливаю, скажите:
- Какие тайны Японии вы сегодня узнали?
- Дима, какая тайна тебя удивила?
- Илья, что ты расскажешь дома о Японии?
Воспитатель: Ребята, я хочу оставить вам в подарок эту картину.
Глядя на нее, вы всегда сможете рассказать о Японии своим друзьям,
воспитателям или детям из другой группы.
Есть еще 2 лучика, пустые, это тайны Японии, которые вы сами сможете
открыть и добавить на картину.
А икебана пригодятся вам для украшения группы.
(передаю пиалы с чаем)
- Угощайтесь, пожалуйста.
|