Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная. Цели: расширить представления о древесине, качествах и свойствах; развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое); учить составлять рассказ по картине, передавать в определенной последовательности ее содержание, с использованием своих наблюдений; развивать устную речь детей; воспитывать эстетические чувства. Планируемые результаты: проявляет интерес к искусству при рассматривании репродукция картины И. Шишкина «Зима», выражает положительные эмоции (интерес, радость) при проведении музыкальных упражнений «Сколько слышишь звуков?» (муз. И. Г. Кононовой), умеет поддерживать беседу о свойствах древесины, высказывать свою точку зрения, делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о красоте природы. Материалы и оборудование: образцы дерева, лупы, металлические и деревянные предметы, спички, емкости с водой, тонированная бумага, гуашь, опилки, молоточки, пила; репродукция картины И. Шишкина «Зима». Содержание организованной деятельности детей 1. Введение игрового момента. - Отгадайте загадку: Кланяется, кланяется, Придет домой - растянется. (Топор.) - Кто работает топором? (Дровосек.) - Послушайте, что рассказывает о себе сказочный герой Железный Дровосек в стихотворении Татьяны Керстен: Меня из железа Кузнец смастерил. Он дал мне топор, Научил им рубить. Но сердце живое Мне в грудь не вложил. А как же без сердца Любить мне и жить? - Давайте вместе с Железным Дровосеком отправимся в зимний лес и расскажем ему о древесине, которую он умеет рубить. 2. Ознакомление со свойствами древесины. - Заготавливали лес под строительство зимой. Не случайно древние славяне называли январь сечень. По известным приметам, строевой лес рубили в новолунье, так как вырубленный на ущербе сгнивает. Размер дерева подбирали согласно поговорке: «Всяк по себе дерево рубит», чтобы бревна были не слишком тяжелы в работе. Как правило, года три уходило на подготовительные работы перед кладкой сруба. И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т. д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое. Дерево хранит тепло солнца, человеческих рук, работавших с ним. Оно капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок - и движением руки Мастера... - Найдите предметы из дерева в окружающей обстановке. - Как узнать, сколько лет дереву? (Рассматривание спила дерева, зарисовка колец.) - Опишите свойства дерева. (Дерево твёрдое, но его можно рубить, пилить, строгать.) - Из чего сделаны спички? (Из дерева.) - Почему их нельзя зажигать детям? (Можно обжечься, может быть пожар и т. д.) - Дерево быстро сгорает. - А теперь проведем опыт. Опустите в тазик с водой деревянные бруски и гвоздики. Что вы видите? - Почему гвозди тонут, а бруски нет? (Дерево легкое, оно не тонет, а гвоздь тяжелый, из металла, тонет.) 3. Развитие голоса и слуха. «Сколько слышишь звуков?» (муз. Н. Г. Кононовой). 4. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима» и рассказывание. - Отгадайте загадку: Хоть сама и снег, и лед, А уходит, слезы льет. (Зима.) - Вам нравится зима? Почему? - Вспомните стихи о зиме. - Сказочно прекрасен лес, одетый в зеленый наряд, но не менее прекрасен он и зимой. Снег подсиненный, хрусткий, он покрыл деревья, кустарники. Под его тяжестью опустили свои ветви могучие сосны и ели. Снег покрыл землю и все, что на ней было: сухие ветки, валежник - белоснежным ковром. Он блестит на солнце и переливается, как алмазная россыпь. - Сегодня мы познакомимся с картиной И. И. Шишкина «Зима». - Все художники-пейзажисты с удовольствием изображали все четыре времени года, показывая разное настроение в каждом времени года, так как каждое время года может быть и грустным, и веселым, и радостным, и тоскливым. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года. Несколько картин о зиме написал И. И. Шишкин. Он очень любил природу, особенно лес, и изображал в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная - Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево. - Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было! полотен известного русского художника-пейзажиста И. И. Шишкина. - Какие картины этого художника вам приходилось видеть? - Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Зима». Что на ней изображено? - Представьте себе, что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен И. И. Шишкиным на картине. Какая погода нас встретит? - Какой же зимний день изобразил И. И. Шишкин? Давайте опишем его. Что можно сказать о воздухе? Какой он? Давайте прислушаемся, в лесу тихо. А можно в такой тишине услышать самый небольшой шум? А что бы вы могли услышать? - Какие деревья вы видите на переднем плане картины? - Что вы видите среди гигантских сосен? Опишите их. - Рассмотрите великолепный ковер снега, какой он? (Снег бывает разного цвета: и белого, и голубого, синего, желтоватого, розоватого, и даже бывает темный. Ведь мы только что видели на других картинах И. И. Шишкина.) - Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы? - Вспомните свои наблюдения в зимнем лесу, настроение, чувства, сравните с увиденным сейчас. - Какова главная мысль этой картины? - Как прекрасна наша родная русская природа! Да, природа - это красота земли. Она еще может исцелять душу человека, если она сохранена в первозданной своей красоте. Вот почему люди всей Земли борются за экологию всего земного шара, за сохранение природы в ее первозданности. Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого радостного настроения. - Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (Природа - красота и богатство Родины, и ее надо охранять и беречь.) 5. Рефлексия. - Дровосек благодарит детей и дарит всем деревянные фишки.
|