СВОЙСТВА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ. БЕСЕДА О ДНЕ КОСМОНАВТИКИ
18.01.2012, 11:27
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов; формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла; быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательной реакции. Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о дне космонавтики, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; активно участвует в подвижной игре. Материалы и оборудование: фотографии космоса и космических кораблей; обручи; магнит, компасы, кусок породы железной руды, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки. Музыкальное сопровождение: «Сколько нас поет?» (муз. Н. Г. Кононовой). Содержание организованной деятельности детей 1. Введение игрового момента. - Отгадайте загадку: Прокатиться они решили С ветерком в автомобиле. Правду в сказке вам сказали: Сами они его создали! Ведь такого нет нигде! Ездит он на газводе, И сироп в нем вместо смазки. - Кто такие, из какой они сказки? (Винтик и Шпунтик из сказки о Незнайке, которую написал Николай Носов.) - Сегодня мы с вами находимся на волшебной площадке, которая, как по мановению волшебной палочки превратится в мастерскую Винтиков и Шпунтиков, умело решающих разные трудности. 2. Ознакомление со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов. - Что вы видите на своих столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом - полезные ископаемые. - Найдите песок; глину. - А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? - Назовите свойства песка, глины. (Песок - сыплется, не лепится, глина не сыплется, лепится. Мокрый песок - лепится, но не сохраняет форму, глина сохраняет.) Опыт № 1. Берём мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму. Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина нет. Песок в воде не растворяется, а глина частично. Опыт № 2. Берем 2 стакана, в одном - песок, а в другом - глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывод: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно. Песок пропускает воду, глина — нет. Опыт № 3. Берем две воронки, в одной - песок, в другой - глина, ставим в стакан, наливаем воду и наблюдаем. Делаем вывод: Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает. Где используют эти полезные ископаемые? (Их используют в строительстве. Песок для изготовления стекла белый. Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.) - Сравните мел и уголь. (Мел - белый, им можно писать, сыплется. Уголь - черный, горит, сыплется. Мел используют в строительстве, уголь - в народном хозяйстве как топливо.) Опыт № 4. Возьмите магнит, и определите, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а простые камни нет. - Давайте к слову «металл» подберем родственные слова, металл - металлический - металлурги - металлолом - металлургический. - Назовите свойства металла. (Металл - твердый, не ломается, тонет, плавится.) Опыт № 5. Берем металлическую пластину и бросаем в воду. Металл - тонет. - Сравните металл с деревом. (Дерево - мягкое, плавает, ломается, горит.) - Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое - от обыкновенных кухонных ножей до космических кораблей. - А сейчас посмотрите на карточки у вас на столах; на них изображены различные предметы. Отберите предметы из металла. Назовите металлические предметы. - Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены металлические предметы. 3. Развитие голоса и слуха «Сколько нас поет?» (муз. Н. Г. Кононовой). 4. Беседа о Дне космонавтики. - Винтик и Шпунтик расскажут нам о Дне космонавтики. - 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, более известный и почитаемый жителями бывшего СССР как просто - День космонавтики. В этот день, 12 апреля, в 1961 году гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Он совершил один виток вокруг земного шара, продолжавшийся 108 минут. Яркие успехи отечественной космонавтики - это результат самоотверженного труда многих тысяч людей, десятков трудовых коллективов, которые делали и делают всё, от них зависящее, во имя прогресса космической отрасли. Игра «Космонавты». По краям площадки раскладываются обручи-ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая текст: Ждут нас быстрые ракеты Для полёта на планеты. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет! После последних слов дети разбегаются и занимают ракеты по двое. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой. Опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космонавтов. 5. Рефлексия. - Какое задание понравилось вам на занятии? Винтик и Шпунтик желают вам успехов.