Ход тематического дня
I этап комплексного занятия (развитие речи, окружающий мир,
математика).
1. Вхождение в тему. Начало
путешествия.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами
не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не
простое, а морское. Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как
же нам ее решить?
Как правило, дети предлагают
надеть скафандры, сказать волшебные слова.
Воспитатель. Вы просто молодцы! Предложили
отличные варианты. У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам
опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы
их произнесем, то перестанем быть просто ребятами, а станем самыми настоящими
морскими жителями, кто кем захочет: рыбами, животными и даже водорослями.
В первый раз воспитатель
читает стихотворение сам, затем дети повторяют слова все вместе.
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять.
Дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звезд, медуз и рыб прекрасных.
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
2. Рассказы детей о морских
обитателях.
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами и
оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских
животных! Вы кого-нибудь узнаете?
Дети называют известных им
обитателей морей, изображения которых воспитатель предварительно развесил в
игровой комнате. В это время дети, которые заранее подготовили рассказы об
обитателях моря, берут соответствующие картинки и прячут их за спину.
Воспитатель. Вы просто умницы! В море
живет множество обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живет
на суше. Есть морские коровы, морские коньки..., а сейчас к нам в море заплыли
самые настоящие морские обитатели. Они
приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (садится на ковер) и попытаться угадать, кто к
нам заплыл. Только слушайте загадку до конца, никого не перебивайте.
Дети по очереди рассказывают о
морском обитателе, зрители отгадывают название Воспитатель в конце показывает
изображение животного, о котором шла речь.
Если вы не успели подготовить
детей или дети отказались от задания, вы можете сами вести рассказ. Ниже
приведены некоторые примеры. После отгадывания можно спросить детей: «Может
быть, кто-то знает еще какие-нибудь факты из жизни того обитателя, о котором
шла речь в загадке?»
1. Это самое большое животное в мире. Многие думают, что
это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детены-
шей молоком. У одних есть зубы, у других - нет. У беззубых
вместо зубов - усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик
воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывет - вода бурлит.
Эта чудо-рыба - ... (кит).
2. Про эту рыбу К. Чуковский писал: «... - каракула, правым
глазом подмигнула». Часто их называют кровожадными, зуба-
стыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у
них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того, они все
время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте
растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипа-
ми, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны. (Акулы.)
3. Отыскать ее очень трудно: она постоянно меняет свой
цвет. На желтом песке становится желтой, на темном иле темне-
ет. Оба глаза у нее расположены на одной стороне.
Это что за чудо-юдо.
Рыба плоская, как блюдо?
Оба глаза на спине,
А живет на самом дне.
Очень странные дела...
Эта рыба - ... (камбала).
4. Этот обитатель моря похож на шахматную фигурку. Он
цепляется за веточки подводных растений и висит, как свечка
или игрушка на новогодней елке. Плавает медленно, хотя его
наземные «братья» довольно быстрые. Очень смешной на вид.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его, дружок.
Рыбок друг (морской конек).
5. Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине
овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги по-
хожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по
суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть
на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами пере-
вернуться не смогут. Про медлительного человека говорят:
«ползет как....» (черепаха).
Кто так медленно ползёт,
Словно груз большой везёт?
Панцирь твердый, очень
прочный.
Защитит и днём, и ночью.
Но всегда дрожит от страха
Долгожитель... (черепаха).
Воспитатель. Вы прекрасно справились с
заданием, а теперь предлагаю немного подвигаться. Ответьте мне: откуда
появляются рыбы? {Из икринок.) Наши рыбки решили с вами поиграть.
Мы с вами на морском дне. и они здесь спрятали много икринок, которые вам
предстоит найти. Одну подсказку рыбки нам дали. Посмотрите, как выглядят
спрятанные икринки, и приступайте к поиску таких же икринок в наших комнатах.
Дети ищут в комнатах заранее
спрятанные «икринки» - заготовленные вами бумажные шарики. Размер «икринок»
должен различаться. Это необходимо для того, чтобы дети могли выполнить
задания на сравнение.
Воспитатель. Замечательно! Давайте
подсчитаем, сколько икринок вам удалось найти.
Если в группе не окажется
детей, способных считать в пределах 20, помогите им.
Воспитатель из найденных
«икринок» выбирает одну и просит показать шарики меньшего размера, большего
размера.
Сколько «икринок» меньшего
размера у вас получилось?
Сколько «икринок» большего
размера?
3. Творческая работа:
рисование, оформление выставки.
Воспитатель. Молодцы! С математическими
заданиями вы справились. А впереди у нас - новые приключения. Наше путешествие
продолжается. В нашем море живут самые разные животные и рыбы. Однако их не так
уж и много. Предлагаю украсить наше море новыми обитателями. Для этого нам
нужно их просто нарисовать.
Дети рассаживаются за столики.
Воспитатель предлагает нарисовать любого обитателя моря, а для тех кто
откажется или не умеет, предлагает рисовать последовательно, выполняя все этапы
рисунка по образцу. Ниже мы приводим примеры поэтапного рисования некоторых
рыб и животных. После рисования, дети самостоятельно раскрашивают получившихся
морских обитателей, вырезают их по контуру и развешивают при помощи скрепок в
комнате. Воспитатель. Вот теперь у нас настоящее подводное царство, а чтобы
наши морские обитатели не заскучали на одном месте, предлагаю «переплыть» в
новое море - на улицу.
Дети собираются на прогулку.
II эта п. Прогулка. 1.
Подвижные игры.
Воспитатель. Маленькие рыбки готовы
плавать и резвиться? Тогда приступаем.
На прогулке детям можно
предложить подвижные игры «Водяной», «Море волнуется раз...» и другие. Мы
предлагаем новый вариант игры «Салки», или «Догонялки».
Воспитатель. Для игры нам необходим один
«водолаз», которому предстоит спускаться в море и ловить его обитателей, а вам,
морские жители, надо увернуться от водолаза и уплыть в свои домики.
Дети свободно гуляют по
площадке. После слов воспитателя изображают названного обитателя моря, а когда
«водолаз» старается их поймать, убегают в домики. Тот, кого водолаз успел
поймать, сам становится водящим.
Воспитатель. В синем море мы бывали,
Осьминога там видали.
Пять, четыре, три, два. раз -
Покажи его сейчас!
Дети изображают осьминога.
Вместо осьминога воспитатель может называть любую морскую рыбу или животное:
акулу, ската, медузу, тюленя, моржа...
Воспитате ль.
Но проворный водолаз
Увидал его тотчас.
Он его поймать решил,
В море быстро поспешил.
Водящий старается поймать
ребят. Игру проводить, пока у ребнт не исчезнет интерес.
2. Лепка из песка. Отгадывание
загадок.
Вое питатель. Ох, и быстрые у нас рыбешки! Устали?
Если тематический день
проводится в теплое время года, можно предложить детям смастерить из песка
подводное царство с домиками для обитателей моря. При этом можно подсказывать и
направлять фантазию детей. Можно также загадать детям тематические загадки.
Примеры таких загадок мы приводим ниже.
ЗАГАДКИ
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо... (осьминог).
Еще один вид игры, который
развивает воображение, творческие способности детей, также можно провести во
время прогулки. Воспитатель на песке (мокром) рисует палочкой различные фигуры
или их элементы. Ребенку предлагается домыслить рисунок и дорисовать его до
конца, соблюдая тематику дня.
Воспитатель. В нашем подводном царстве
случилось настоящее бедствие: большая волна набежала на берег и буквально
смыла наших морских друзей. Посмотрите, что осталось (обращает внимание детей на
элементы нарисованных фигур). Давайте поможем нашим глубинным обитателям. Вы же
настоящие волшебники. Возьмите в руки свои волшебные палочки и смело
приступайте к делу! Посмотрите, как можно исправить то, что натворила волна.
Воспитатель дорисовывает
первый элемент, подсказывая детям, что можно изменять, дополнять. Далее дети
самостоятельно выполняют задание. На рисунках элементы, которые рисует
воспитатель, выделены четкой линией, а то, что нужно дорисовать, - тонкой
штриховкой. Фантазия детей может быть безграничной, так что приготовьтесь
заранее к необычным животным, сказочным персонажам. Старайтесь направлять
фантазию детей на «морскую» тему.
Воспитатель. Вы у меня - настоящие
художники! Всех спасли. Думаю, морские жители скажут вам большое спасибо. Ваши
плавнички и хвостики не устали? Тогда предлагаю немножко подвигаться.
Воспитатель проводит небольшие
физкультминутки по своему усмотрению, но лучше в тематике дня. Мы предлагаем
одну из таких.
Воспитатель. Рыбка рыбке говорила.
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка».
(Все слова сопровождаются
движениями, которые показывает воспитатель, а дети повторяют.)
В конце прогулки можно сделать
акцент на то, что все морские жители постоянно живут в воде, поэтому всем просто
необходимо как следует вымыть свои плавнички, хвостики, чешую и так далее. Как
правило, дети с огромным удовольствием плещутся в воде.