Цель: дать понятие об основных
цветах спектра, познакомить с последовательностью цветов в радуге, развивать
мелкую моторику, воображение, учить детей правильной последовательной речи,
расширять словарный запас, развивать логическое мышление; прививать
усидчивость, умение работать в коллективе.
Ход тематического дня
I этап комплексного занятия
(развитие речи, окружающий мир, художественная творческая деятельность).
1. Вхождение в тему. Встреча с
Феей.
Воспитатель. Посмотрите, какая
яркая у нас комната! Настоящая радужная комната, или сказочное Радужное Королевство.
Входит девочки, красочно
одетая.
Фея. Я не королева, а фея
Радуга. Вы попали ко мне в Радужное Королевство. Наши жители очень любят яркие
сочные цвета. А какие цвета знаете вы?
Дети отвечают: красный, синий,
желтый, зеленый и т. д.
Фея. Скажите, сколько существует
основных цветов?
Ответы детей.
Воспитатель. На самом деле
существует всего три основных цвета: красный, синий, желтый. Хотите сами
сделать маленькое волшебство? Для этого нам нужен белый картон, краски трех
основных цветов, вода и кисть.
Дети рассаживаются за столами,
приготавливают рабочие места.
2. Художественная творческая
деятельность: работа с красками.
Воспитатель. Ну что ж. юные
волшебники, все готовы? Тогда начнем, а прекрасная Фея будет нам помогать. Для
начала поставьте перед собой три цвета: красный, синий, желтый. А теперь
начинаются превращения. Возьмите немного краски красного цвета и сделайте 2
кляксы.
Воспитатель показывает детям,
как все это необходимо сделать. Берите достаточно краски, чтобы получилось
яркое густое пятно на картоне. Для этого занятия картон предпочтительнее
бумаги, поскольку тонкая бумага быстро размокнет и порвется.
Воспитатель. Вымойте кисть и наберите ею
краску желтого цвета. Произнесем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем колдовать.
Нужно краски нам смешать,
Чтобы фокус показать.
Воспитатель. Теперь краску желтого цвета
смешиваем с красной. Что же у нас получилось?
Дети отвечают, что получилась
оранжевая краска. Аналогично получаем с детьми фиолетовый цвет путем
смешивания красной и синей красок, зеленый цвет - синей и желтой красок. Схему
смешения мы приводим ниже.
Воспитатель. Какого цвета у нас не
хватает? Конечно, черного. Для того чтобы получился этот цвет, нам нужно смешать
все наши краски. Попробуем?
Вместе с детьми смешать
краски. Объясните, если цвет получился не совсем черным, что мы не волшебники,
а только учимся, и в следующий раз будем брать краски строго в одинаковом
количестве, тогда непременно черный цвет получится.
3. Создание импровизированной
радуги.
Воспитатель. У нас с вами получилась
настоящая радуга. Осталось только расположить все цвета в нужном порядке. Дія
этого нам
с вами нужно немного потрудиться, а как, об этом нам расскажет Фея.
Фея. Ребята, мне нужна ваша
помощь! Найдите в комнате разноцветные предметы и разложите их вот на этих
больших кругах.
Воспитатель раскладывает на
полу большие круги разного цвета и просит детей выбрать в комнатах предметы
соответствующих цветов, например зеленый совок, красную машинку и т. д. Когда
предметов наберется примерно по 6-8 штук в каждом круге, необходимо остановить
детей.
Воспитатель. Молодцы, ребята! А теперь мы
с вами выложим настоящую радугу из ваших вещей. Для
этого
нужно сначала положить в ряд все предметы красного цвета.
Дети выкладывают на полу в
игровой комнате предметы в порядке расположения цветов радуги. Воспитатель при
этом проговаривает каждый следующий цвет, помогая детям, по-скольку многие (а
возможно и все) не знают правильную последовательность.
Фея. У нас в Радужном Королевстве
есть веселая счита-лочка для того, чтобы запомнить последовательность цветов в
радуге. Хотите ее узнать?
Считалку может проговорить
воспитатель, а может Фея. Гласное, пояснить детям, что названия цветов
определяются по первым буквам слов из считалочки. Сделайте акцент на слове «охотник»,
так как оно произносится с буквой «а» в начале слова, а пишется с «о».
Проговаривая считалку, по возможности тяните первый звук, чтобы он слышался
четко. Можно произнести ее несколько раз, чтобы дети смогли запомнить.
Каждый (красный)
Охотник (оранжевый)
Желает (желтый)
Знать (зеленый)
Где (голубой)
Сидит (синий)
Фазан (фиолетовый).
4. Прослушивание тематических
стихов.
Воспитатель. Некоторые жители Радужного
Королевства сегодня пришли к нам в гости и приготовили для нас подарки.
Давайте послушаем их.
Дети, которые заранее
готовились к этому дню, читают стихи и показывают свои рисунки, выполненные в
соответствующем цвете. Эту работу необходимо провести заранее, обговорив с
детьми и родителями, что нужно не только выучить стихотворение, но и нарисовать
рисунок, на котором изобразить предметы из стихотворения.
КРАСНЫЙ
Красный - самый лучший цвет!
Это роз больших букет,
Маки красные цветут.
Словно праздничный салют.
Красный ели мы арбуз –
Замечательный на вкус!
А из спелой красной вишни
Два кило варенья вышли.
Красный «Форд» стоит в
сторонке,
Красный бантик у сестрёнки.
Красный всюду нахожу –
С красным цветом я дружу!
БЕЛЫЙ
Белый цвет встречаем всюду:
Белый кафель и посуда,
В белом вся зимой река
И барашки-облака.
Белый сахар, соль, бинты,
Белый танец и цветы.
Белый чистый лист бумаги,
Полоса на нашем флаге.
Белый голубь - символ мира,
В белом цвете мошь и сила!
Белый - признак чистоты.
Это цвет моей мечты!
ГОЛУБОЙ
Голубое-голубое
Небо прямо надо мною.
Ручеек поет, звенит,
К голубой реке бежит.
На пригорке у реки
Голубые васильки
В голубом нарядном платье
Собирает маме Катя.
Светятся, как в сказке,
Голубые глазки.
Этот праздник голубой –
Лишь для мамы дорогой.
ЖЕЛТЫЙ
Жёлтый - очень тёплый цвет.
От песка речного след.
Золотистая пчела
Жёлтый мёд нам принесла.
Возле курицы сидят
Десять жёлтеньких цыплят.
Жёлтый ярок, как огонь.
Он горяч, его не тронь!
Одуванчик и подсолнух.
Ярко-жёлтые, как солнце.
Жёлтый - лучик солнца ясный.
Жёлтый - праздник в день
ненастный.
ЗЕЛЕНЫЙ
Цвет зелёный яркий, сочный.
Этот цвет нам нужен очень!
Зеленеет лес весною:
Дуб, берёза, ель с сосною.
На полянке возле речки
Весь зелёненький кузнечик
Лягушат зелёных пение
Слушал в полном восхищении!
А зелёный крокодил
Чуть змею не проглотил.
Под зелёный куст забрался –
Очень сильно испугался!
ЧЕРНЫЙ
Чёрный кот гулял по крыше.
Подышать под вечер вышел.
Ночка чёрная страшна:
Лишь огромная луна
Ходит-бродит в чёрном небе.
Открывая двери в небыль.
Чёрной ручкой пишет строчки.
Ставит чёрненькие точки,
И рисует на листах
Чёрных чёртиков в кустах.
Вот от этой черноты
У котов дрожат хвосты!
СИНИЙ
Синий лёд и синий иней.
Нос замёрзший - тоже синий.
Синий дождь идёт с утра,
В синей форме детвора.
Незабудки синий цвет-
Небу синему привет!
Звонкий синий колокольчик
Целый день в саду хохочет,
Он красивой синей краской
Каждый день подводит глазки.
Ярко-синею волной
Плещет море за кормой.
И кричат, стремясь к свободе,
Чайки в синем небосводе.
СЕРЫЙ
Серый дождь стучит по крыше.
Он из серой тучи вышел.
Стало серым вей кругом:
Двор, асфальт, высотный дом.
Серый кот из дома вышел.
Побежал за серой мышью.
Но обед свой не поймал,
В норке серый кот застрял.
Серый дым стоит столбом.
Загорелся чей-то дом.
В сером пепле вся земля.
Всё сгорело до нуля.
ОРАНЖЕВЫЙ
На картине рыжей Светки
Лес оранжевой расцветки.
В нём полным-полно чудес.
Всё оранжевое здесь.
Посмотри, игра в горелки –
Тут оранжевые белки!
Вся в оранжевом лисица
В новой шубке веселится.
Куст шиповника смеётся:
- Что, плутовка, всё неймётся?
- Чу, оранжевый проказник.
Ты не порть весёлый праздник.
Нам оранжевое солнце
Улыбнулось из оконца.
А полянка, где синички,
Вся в оранжевых лисичках!
Всем оранжевая осень
Радость тёплую приносит.
Воспитатель. Спасибо нашим гостям.
По-моему, они приготовили для нас чудесные подарки - стихи и красочные рисунки.
Давайте тоже сделаем подарки своими руками. Для этого нам нужно подготовить
свои рабочие места. Разложите на столах: нитки, ножницы, заготовки из картона.
Дети раскладывают необходимый
материал на столах, занимают свои места.
5. Декоративно-прикладное
творчество: изготовление куколок из ниток.
Воспитатель. Сколько ниток разноцветных:
Красных, синих, жёлтых,
светлых...
Мы из ниток этих разных
Кукол сделаем прекрасных!
Пригласим их всех на бал,
На весёлый карнавал.
Все поют и пляшут дружно,
Ведь и куклам праздник нужен!
Во время чтения стихотворения
воспитатель показывает готовых куколок из ниток.
Воспитатель. Чтобы смастерить таких
забавных куколок, нужно сначала сделать кисточку-туловише из ниток.
Намотаем толстые шерстяные или
синтетические нитки на картонный прямоугольник размером 15 на 10 см по высоте,
сделав 20-30 витков.
Снимем
получившуюся заготовку с основы-картона. Нижнюю часть заготовки разрежем
ножницами. В верхней части заготовку перевяжем дополнительной ниткой, сделав
затем из неё петлю для подвешивания игрушки.
Отступив сверху 1-1,5см, перевяжем пучок
ниток. Получилась кисточка-туловище.
Снова
намотаем нитки на картонный прямоугольник меньшего размера - 10 на 10 см.
Снимем
заготовку для
ручек куколки н перевяжем ладошки дополнительной нитью.
Вставив
руки в кисточку-туловище, отделим верхнюю часть туловища от юбки, перетянув его
ещё одной ниткой. Мы получили куколку-девочку в юбочке.
Сделаем
таким же образом ещё одну куколку. Разделив «юбочку» на две половины, и
перетянув пучки ниток внизу, получим куколку-мальчика в башмачках.
Если
дети не потеряли интерес к занятию, можно из ниток другого цвета сделать
куколкам волосы. Если вы заранее подготовите к занятию маленькие лоскутки
ткани, фурнитуру, то ваши куколки обретут разноцветную одежду, фартучки, шляпки,
бантики... Однако можно ограничиться только изготовлением кукол, а после
тихого часа продолжить работу по украшению готовых изделий.
Воспитатель. Не забудьте после
работы привести в порядок столы, разложить готовых куколок на выставке.
Рисование.
Занятие в технике ТРИЗ.
Воспитатель. Закройте глазки и
постарайтесь представить себе необычные, яркие, красочные цветы из Радужного
Королевства. Получилось? Я предлагаю сейчас нарисовать их на бумаге, но только
не совсем обычным способом. Готовы? Тогда
давайте
подготовим рабочие места: белую бумагу, краски (гуашь), кисти, воду.
.
Дети готовят все для работы. Воспитатель.
Для начала нам нужно лист бумаги согнуть пополам.
Все
свои действия воспитатель обязательно должен сопровождать показом, поскольку у
детей в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление.
Воспитатель. Теперь наберем на
кисть любую краску и сделаем на одной половине листа одну или несколько клякс.
Промоем кисть и наберем другой краски. Точно так же делаем 6-8 клякс разного
цвета на одной половине листа. Затем аккуратно сложим лист по сгибу и
промокнем наши кляксы. Развернем рисунок. Получился яркий цветок, который мы
можем дорисовать, сделав дополнительные мазки красками, - получатся стебель,
листья. У каждого из вас получится особый цветок, не похожий на другие.
Поскольку
рисование не занимает много времени, можно заранее приготовить детям по 3-4
листа. Дети с удовольствием ставят юшксы. Главное, приготовьте клеенки и положите
их под листы бумаги. Вам понадобятся также салфетки или мокрые тряпочки для
вытирания
стола. Поверьте, краски обязательно окажутся на столе под клеенкой. После
занятия дайте работам высохнуть, а потом из
них можно оформить выставку, чтобы родители смогли увидеть произведения своих
детей.
3.
Индивидуальная работа.
Для
индивидуальной работы с детьми во время прогулки или в группе может быть
полезен следующий дидактический материал:
• Радужная викторина
(предложите детям ответить на вопросы, связанные с
названием цвета).
- В какой шапочке девочка пошла в гости к
бабушке? (В
красной.)
Какие
«разноцветные» моря вы знаете? В их названии есть какой-нибудь цвет. (Черное,
Белое, Красное моря.)
Какого
цвета бывают ядовитые грибы? (Мухомор - красный,
поганка - белая.)
Название
какого цвета произошло от слова «апельсин»? (Orange - оранжевый.)
Какого
цвета книга, я которую занесены
редкие растения н цветы? (Красная.)
У
какого сказочного героя зеленые волосы-листья? (У
Чиполлино.)
Назовите
овощи и фрукты зеленого цвета. (Огурец, горошек,
виноград...)
- Какого цвета волосы у Мальвины? (Голубого.)
- Какого цвета вагон в песне крокодила
Гены и Чебурашки? (Голубой.)
- Какого цвета птица счастья? (Синяя.)
- Какого цвета борода у самого кровожадного
сказочного маркиза? (Синяя.)
|