Предварительная работа. Расскажите детям о смене
сезонов года и покажите пособие-часы «Времена года». На них на примере одного
дерева показаны сезонные изменения в природе. Напомните детям, что весной,
когда становится тепло, на деревьях вырастают молодые зеленые листочки. Все
лето они шелестят на ветвях, а к осени начинают желтеть и опадать.
Зимой, когда холодно и всюду лежит снег, деревья стоят
без листьев. Они крепко спят в ожидании весеннего тепла. А когда придет
долгожданная весна, все деревья опять покрываются молодой листвой.
Напомните малышам рифмовку, а затем прочитайте ее
текст вместе, сопровождая слова движениями:
Раз, два, три, четыре, пять —
Это каждый должен знать. (Шагать на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопать в ладоши.)
Сначала сами вращайте на пособии «Времена года»
стрелку и называйте то время года, на которое она указывает. Затем предложите
детям по очереди вращать стрелку, останавливая ее напротив каждой картинки.
Помогайте малышам называть сезоны года.
Во время прогулки вместе с детьми понаблюдайте за
изменениями, происходящими в природе. Скажите:
«От времени года
Зависит погода.
Летом было тепло, осенью прохладно, а зимой стало
совсем холодно. На морозе вода замерзает: поэтому вместо дождя идет снег, а на
реках и лужах появляется лед. Постепенно земля покрывается снежным одеялом,
которое оберегает ее от морозов до самой весны. Пушистый белый снег лежит
повсюду — и на земле, и на ветках деревьев, и на крышах домов... Снег
согревает и землю, и деревья, и мелких животных, которые прячутся под снегом от
зимних морозов».
Скажите, что людям мороз не страшен, потому что у нас
есть теплые дома. Рассмотрите вместе с малышами морозные узоры на стекле.
Обратите внимание детей, что, собираясь на прогулку, необходимо надевать теплую
одежду и обувь, чтобы не замерзнуть на улице. Рассмотрите с детьми картинку
«Город зимой».
На прогулке понаблюдайте с детьми за тем, как идет
снег. Обратите внимание малышей, как плавно кружатся в воздухе снежинки, как
не спеша они падают на землю. Предложите детям поймать снежинки на рукавичку и
посмотреть, какой они формы. Затем загадайте детям загадку:
С неба падают зимою
И кружатся надо мною
Легкие пушинки Белые... (снежинки).
Походите вместе с детьми по свежевыпавшему снегу,
послушайте, как он скрипит под ногами, рассмотрите следы на снегу— свои, птицы,
кошки или собаки...
Когда снегопад кончится, возьмите лопаты и вместе с
детьми расчистите снег на дорожке возле детского сада, покатайте куклу на
санках. В другой раз все вместе слепите из влажного снега снеговика. Сделайте
ему глаза и рот, вместо носа вставьте морковку.
Принесите домой с улицы в ведерке снег и покажите
детям, что в тепле он тает и превращается в обычную воду.
Прочитайте, а затем разучите с детьми стихотворение
М.Познанской:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой...
Покажите детям, как можно по картинкам составить
рассказ о зиме. Для этого предъявляйте малышам картинки и сопровождайте их
фразами: «1. Наступила зима. 2. Зимой очень холодно. 3. Зимой часто идет снег.
4. Зимой реки покрылись льдом. 5. Зимой дети катаются на санках. 6. Зимой дети
лепят из снега снеговиков».
Вместе с детьми выполните объемную аппликацию «Всюду
снег лежит» (см. с. 48). Для этого наклейте на картинку с изображением зимнего
пейзажа кусочки ваты, изображающие снег. Снег должен быть на деревьях, на
кустах, на крыше дома, на дороге, на скамейке, на заборе...
Чему учим детей:
— закрепляем представление о временах года;
— знакомим с основными признаками зимы;
— вводим в активный словарь детей имена существительные
(зима, мороз, снег, лед, узор, снежинка, санки, снеговик), глаголы (мерзнуть,
щипать, лепить, греться), имена прилагательные (белый, пушистый, холодный,
лохматый, средний), наречия (тихо, холодно);
— составлять коллективный рассказ о зиме по картинному
плану;
— развиваем все виды моторики: общую, мелкую и
артикуляционную;
— выполнять самомассаж лица;
— развиваем общие речевые навыки: дыхание,
интонационную выразительность речи;
— координировать речь с движением, развиваем чувство
ритма;
— развиваем зрительное и слуховое внимание, формируем
речевой слух (учим различать близкие по звучанию слова— «Ух!» и «Бух!»);
— согласовывать в речи имена прилагательные с
существительными;
— расширяем качественный словарь;
—даем понятие о белом цвете (белый снег);
— знакомим с тремя величинами и учим их определять:
большой, средний и маленький;
— даем представление о пространственных отношениях
(вверху, внизу, посередине);
— количественному счету.
Оснащение: картинки для рассказа о зиме; пособие «Снег
идет», комочки ваты и круги из белого картона для выкладывания снеговиков— по
количеству детей; образец для выкладывания «Снеговик»; большая корзина.
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять—будем зиму мы
встречать.
Прочитайте вместе с детьми рифмовку, совершая
ритмические движения:
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем зиму мы встречать. (Шагать на месте.)
Что зима нам принесла? (Развести руки в стороны.)
Ветер, снег и холода. (Хлопать в ладоши.)
Предложите детям сесть на стульчики и рассказать о
зиме.
2. Рассказ о зиме.
Покажите детям знакомые им картинки о зиме и помогите
составить коллективный рассказ об этом времени года.
Предъявляйте малышам картинки и начинайте фразы сами,
а дети будут их заканчивать. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой
на показанную картинку.
Педагог Дети по очереди
Наступила зима.
Зимой... очень холодно.
Зимой часто... идет снег.
Зимой на реке... появляется лед.
Зимой дети... катаются на санках.
Зимой дети... лепят снеговиков.
3. Снег идет.
Покажите детям пособие «Снег идет». Слегка
потряхивайте его, имитируя движение снежинок в воздухе.
Попросите детей прочитать стихотворение: «Тихо-тихо
снег идет...» Затем спросите малышей, какой снег? (Белый, пушистый, холодный.)
Спросите, на чем можно кататься по снегу. (На санках.)
4. На санках.
Спросите детей, кто из них катался на санках с горки.
Выслушайте ответы, а затем скажите, что вы тоже однажды ехали на санках с
крутой горки: быстро-быстро — ух! Покажите, как вы это делали: выпрямите спину,
положите руки на колени. А потом санки опрокинулись, и вы упали в снег — бух!
Всплесните руками и пригните голову к коленям, прикрыв ее руками.
Затем попросите слушать вас внимательно и в
соответствии с репликами изобразить быструю езду на санках или падение в снег.
Произнесите следующие реплики: «Ух! Бух! Ух! Ух! Бух!
Ух! Бух!» (Движения при этом не показывайте.)
5. Ой, мороз, мороз...
Спросите малышей, было ли сегодня холодно на улице.
Покажите детям, что нужно делать для того, чтобы никакой мороз не был страшен.
Ой, мороз, мороз, мороз — (Указательным и средним пальцами обеих рук
слегка
Щиплет щеки, пощипать себя за щеки,
Щиплет нос, за нос
Щиплет ушки, за уши,
Щиплет губки, за губы.)
Забирается под шубки. (Спрятать руки под мышки.)
Чтоб согреться — посмотри, (Потереть ладони одна о другую.)
Все, как следует, потри:
Щеки, (Потереть ладонями
щеки,
носик, крылья носа,
уши, уши,
губы... губы сверху вниз.)
Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть
губы
и выдохнуть через них струю теплого воздуха.)
6. Лепим и играем.
Скажите, что для того, чтобы не замерзнуть даже в
большой мороз, надо двигаться. Например, можно играть в снежки. Дайте детям
белые салфетки и покажите, как их надо скомкать, чтобы получились круглые
комочки. Когда комочки-«снежки» будут готовы, предложите малышам бросать их в
корзину.
Затем предложите детям сложить снеговиков. Дайте
каждому ребенку по три круга разного размера из белого картона и попросите
сложить из них снеговиков. Обратите внимание детей на то, что все круги разной
величины. Скажите, что самый большой круг должен быть внизу, посередине —
средний, а наверху — самый маленький кружок.
Когда снеговики будут готовы, попросите малышей самих
назвать каждый из комков по величине и местоположению, а затем сосчитать их
количество. Затем загадайте детям загадку:
Что за снежный человечек
Появился здесь под вечер?
Морковный нос,
В руке метла —
Его слепила детвора.
В конце занятия спросите, какие зимние игры-забавы
детям больше всего нравятся.
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Всюду снег лежит»
Цель: развивать грамматические навыки детей:
употреблять в речи предлог «на» и имена существительные единственного и
множественного числа в предложном падеже; учить детей согласовывать
прилагательное «белый» с существительными в роде и числе.
Описание игры. Покажите детям объемную аппликацию
«Всюду снег лежит». Вместе перечислите, где лежит снег: на крыше дома, на
дереве, на заборе, на скамейке, на кусте, на дороге. Скажите, что снег все
вокруг запорошил, и от этого все стало белым: белая земля, белая дорога, белое
поле... Следующие предметы показывайте и стимулируйте детей называть их
самостоятельно: белый забор, белая крыша, белая скамейка, белое дерево.
Затем предъявите детям еще одну картину-аппликацию, на
которой изображено несколько домов, деревьев, скамеек, заборов, кустов и дорог.
Попросите малышей рассказать, где они видят снег: «На домах, на деревьях, на
заборах, на скамейках, на кустах, на дорогах». Попросите детей рассказать,
какого цвета стали дома, деревья, заборы, скамейки...
Игра «Сдуй снежинку с рукавички»
Цель: развивать физиологическое дыхание; закреплять
знания цветов: красного, желтого, зеленого, синего и черного.
Описание игры. Прочтите загадку:
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла — и пропала.
(Снежинка)
Затем покажите малышам пособие «Рукавичка». (К
рукавичке с помощью нитки прикреплена бумажная снежинка.) Продемонстрируйте,
как нужно сложить губы трубочкой и подуть на снежинку так, чтобы она слетела с
рукавички.
Затем дайте каждому ребенку по пособию-рукавичке
разного цвета. Попросите малышей подуть на снежинку по команде: «Раз, два, три
—подули!» Спросите детей, какого цвета каждая рукавичка.
Игра «Зимние загадки»
Цель: развивать мышление; учить детей отгадывать
загадки; расширять словарь за счет признаков зимы.
Описание игры. Прочитайте детям загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Спросите: «Какое это время года?» (Зима.) Какими
словами можно рассказать о зиме?
Зимой холодно. Значит, можно сказать, что зима ...
(холодная).
Зимой много снега. Значит, можно сказать, что зима ...
(снежная).
Если зимой стоят большие морозы, то можно сказать, что
зима ... (морозная).
|