Цели:
- познакомить детей с музейной коллекцией одежды
девушки на выданье (приданное), с обрядом
сватовства и обычаем приглашения гостей на
свадьбу;
- развивать у детей мыслительную активность,
умение рассуждать, способствовать формированию
творческого воображения;
- воспитывать уважительное отношение к семье и
своим близким.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят на стульчиках, заходит девушка
Катерина в русском сарафане.
– Здравствуйте, люди добрые. Здравствуйте,
ребята. Я принесла вам одну старинную фотографию
моей прабабушки и прадедушки. (Дети
рассматривают фотографию. Рассуждения детей.)
И рассказала она мне, как они поженились.
Рассказ Кати: Полюбилась наша Дарьюшка
соседскому парню Егорушке. Решил он к ней
свататься. Ребята, а что значит свататься? (Рассуждения
детей.) Нарядился Егорушка, а сам волнуется, что
белый стал как его рубаха холщовая. Как Егорушка
со сватами к Дарьюшке пришел, так и вовсе оробел.
Вот сели все на лавку, чинно так, и завели
издалека разговор. Растет в вашем доме цветочек
аленький, а у нас садовник славный отыскался. Это
вы про кого, про нашу Дарьюшку, что ли? Э, нет,
найдите для вашего садовника другой садочек. Что
так, аль я жених плохой? Нет, соседушки, это у нас
невеста никудышная! Такая красавица, что как в
окно глянет – конь на дыбки встает, как во двор
выйдет – три дня собаки лают! У неё глаза как
лукошки, на голове рожки, рот до ушей, хоть
звездочки пришей! Но зато на обе ножки
прихрамывает, горбом туда – сюда покачивает. Ой,
уморил, отец! Да ведь это ты себе обрисовывал. А
Дарьюшка-то у тебя загляденье! Да и жених у нас
хоть куда – руки золотые! Да! Богатство большое:
два веника в коробке да мышки в мешке! Это правда!
Денег у нас ни гроша, зато слова хорошие. Сам ведь
знаешь, какой у нас Егор мастер. Были б руки, а
богатство придет! На том и порешили – быть
свадьбе! Но этим дело не закончилось. Родители
благословили молодых, а отцы семейства в знак
крепости договора били друг друга по рукам,
одевая холщовые рукавички.
Дети надевают рукавички и показывают, как это
было.
– Ребята, а давайте поиграем в сватовство.
Детям надевают элементы костюма, выбирают
родителей жениха и невесты. Остальные дети -
подружки и дружки.
– Ребята, скажите, как приглашают на свадьбу
гостей?
Ответы детей.
– А во времена царствования Ивана Грозного
существовал такой обряд приглашения гостей на
свадьбу. Выбирали с каждой стороны по одному
человеку, плели большой красивый каравай (показ),
ходили по домам с караваем и приглашали гостей.
Приглашенные отламывали кусочки каравая,
говорили слова согласия или несогласия и клали в
лукошко разную мелочь (дарю серебро, чтобы в доме
было добро и т.д…)
Дети обыгрывают этот обряд.
– Ну что же, пожелать мне осталось, чтобы их не
брала старость. После всего этого обе стороны
начинали готовится к свадьбе. Что значит
готовится к свадьбе? (Рассуждения детей.) А
Дарьюшка с маменькой приданое перебирали да в
сундук складывали. (Показ сундука с приданым.)
Ребята, а что такое приданое? (Ответы детей.) Вот
тебе, доченька. Пальто стеганое на зиму. Вот тебе
юбки, их у тебя три. Две нижние, что попроще, и одна
верхняя, нарядная. Ребята, а можно ли определить,
где нижние юбки, где верхние.
Дети рассматривают, выбирают верхние, нижние
юбки.
– А почему же одевали по три. А иногда по пять
юбок? (Чтобы толще казаться, чтоб было тепло)
– Ещё по количеству юбок мерился и достаток
семейный. Достала мама Дарье из сундука и
рубашки. Носи, доченька, эту рубашку по
праздникам. Будешь как царевна. А вот эта рубашка
на каждый день, в ней на стол собирай, и за стол
садись.
Ребята, а как можно определить, почему одна
рубаха будничная, а другая праздничная. (Ответы
детей.) Оставшееся приданое Дарьюшка дошивала
на девишнике с подружками. И жених с дружками
приходил на девишник.
Работа детей, изготовление подарков.
– Чтобы работа быстро шла, за работой шутили,
пели песни.
Федул, что губы надул.
Кафтан порвал.
А велика ли дыра?
Один ворот да рукав остался.
К концу работы дети запевают песню "Как по
морю, по морю…”
Работы готовы, и каждый ребенок рассказывает о
своей работе и кладет молодым в сундук с
пожеланиями (я на рушнике вышила цветочек, чтоб у
вас родился сыночек; а я на платочке вышила птицу,
чтобы были счастливы и здоровы и т.д.).
– Не засиделись ли вы за работой, не пора ли
хороводы водить, да и поиграть.
Хоровод "Как по лугу, как по лугу…”
– Что-то заигрались мы, пора и честь знать. Пора
нам домой. Самовар кипит, уходить не велит. Прошу
вас в светлицу, чайку попить.
Дети уходят в группу. |