Программное содержание: уточнить представления детей
об осени, когда все в природе меняется (уходит тепло, становится холоднее, небо
пасмурное, часто идут дожди; замирает жизнь среди растений и животных: вянут
травы, расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников, перелетные
птицы улетают на юг, насекомые прячутся и замирают, животные в лесу, в речках
и прудах готовятся к зиме; люди осенью собирают урожай овощей и фруктов);
развивать у детей художественное восприятие — умение слушать литературные
произведения, смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление
выразить себя в изобразительном творчестве.
Материал: игрушка-мышонок Пик, три страницы календаря,
2—3 репродукции картин известных художников об осени, плакаты со
стихотворениями, рассказы В. Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся...»,
магнитофон, принадлежности для изодеятельности, панно из засушенных листьев,
картины «Сад», «Огород».
Организация: первая и вторая части занятия проводятся
в группе, третья и четвертая — в специально оборудованном помещении (зал,
изостудия), где одновременно устроена выставка картин, текстов стихотворений и
подготовлены столы, мольберты и другие принадлежности для рисования. Бумага
для рисования должна быть разного формата и тонов.
По усмотрению воспитателя занятие может быть облегчено
или разделено на два. В организации и проведении принимает участие другой
взрослый (методист, руководитель изодеятель-ности).
1-я часть. Воспитатель загадывает загадку: «Вянет
трава, мокнут поля, день убывает, когда это бывает?» Затем предлагает детям
рассмотреть календарь, который они вели три месяца, и поговорить об осени —
выяснить, чем это время года непохоже на другие сезоны.
Рассматривание календаря ведется в порядке следования
месяцев в году. Сначала открывают страницу «Сентябрь». Отмечается, какая была
погода, как выглядели растительность, покров земли, какие встречались
насекомые, птицы.
Аналогичным образом рассматриваются две другие
страницы календаря. Воспитатель делает общее заключение: «Теперь мы знаем, чем
осень отличается от других сезонов — осенью все меняется: погода становится
холоднее и дождливее. Это хорошо видно на нашем календаре — в сентябре было
теплее, чем в октябре и в ноябре. Значок — фигурка человека — показывает нам,
что в сентябре мы легко одевались, а в ноябре стало намного холоднее и
одеваемся мы почти по-зимнему.
Осенью день укорачивается, ночь становится длинной:
рано утром в сентябре было светло, а теперь темно, свет вечером включали
поздно, только дома, а теперь уже и в детском саду включаем.
Поскольку осенью так резко меняются условия, то и
растения не могут оставаться в прежнем состоянии. Ведь им нужна не только вода,
которой сейчас много от осенних дождей, но еще и свет и тепло. Летом все
зеленело, было много цветов в саду, на лугах, на городских газонах. А теперь
все поблекло: листья опали, трава увяла, цветы отцвели; на земле лужи, подтеки
грязи».
Раздается стук в дверь: «Пришел мышонок Пик». Воспитатель
говорит: «Дети, посмотрите, к нам пожаловал наш хороший знакомый — всеми
любимый мышонок Пик. Это не хомячок, это мышонок из сказки. (Показывает всем
игрушку, дает детям погладить, затем обращается к ней.) Как хорошо, Пик, что
ты к нам пришел. У нас интересное занятие. Но ты немного опоздал. Видишь,
какой замечательный календарь сделали ребята! Они тебе потом расскажут, что в
нем нарисовано. А сейчас слушай дальше. Ребята, давайте расскажем Пику, что
люди делают осенью. Я включу магнитофон, чтобы записать ваши рассказы. Пик, у
нас и картины есть». (Выставляет картины
«Сад» и «Огород».)
Дети рассказывают, воспитатель не забывает исполнять
роль мышонка.
2-я часть. Идет обсуждение осенних изменений в жизни
животных. Воспитатель предлагает 1—2 детям рассказать Пику, что стало с
насекомыми, птицами, как подготовились к зиме белка и медведь.
«Пик,— обращается воспитатель к игрушке,— Виталий
Валентинович Бианки не только про тебя сочинил сказку. Он еще написал много
интересных рассказов о природе. Мы с ребятами их часто читаем, они тебе покажут
книжки, которые сами сделали. А сейчас давайте послушаем рассказы В. Бианки
«Прячутся...» и «Готовятся к зиме». Читает рассказы. Потом говорит: «Ну вот,
Пик, теперь ты знаешь, как мышки зиму встречают и что делают осенью самые
разные животные».
3-я часть. Воспитатель объявляет, что сейчас все
пойдут в мастерскую художника: «Осенью бывают прекрасные моменты — и голубое
небо, и неяркое солнце, и золотистые березы, и багряные клены. Рядом с ними
резко выделяются темно-зеленые ели и сосны. Эту красоту заметили художники и
поэты. Она так впечатлила их, что они не могли не написать картины и стихотворения.
Сейчас мы посмотрим несколько картин, послушаем стихотворения, а потом сами
нарисуем то, что нам особенно понравилось осенью, что вызвало у нас радостные
переживания».
На выставке картин воспитатель предлагает детям
посмотреть полотна, представить, как художник их писал, сказать, что дети
чувствуют, какая картина нравится больше других. Воспитатель и сам может
выразить свои чувства — сказать детям, что ему особенно нравится. Не стараясь,
чтобы дети обязательно запомнили, называет фамилии художников. Читает 1—2
стихотворения, тексты которых вывешены между картинами.
Игрушечный мышонок участвует в посещении выставки,
воспитатель и дети могут к нему иногда обращаться, поддерживая игровую
ситуацию.
4-я часть. Воспитатель предлагает детям стать художниками
и самим нарисовать картину на осеннюю тему. Говорит: «Вы можете изобразить
любые яркие впечатления, которые у вас были этой осенью. Может быть, вы
нарисуете, как собирали с родителями грибы. А кто-то захочет изобразить овощи и
фрукты на блюде или в корзине. Яблоня в спелых яблоках у кого-то на даче или
фрукты на тарелке, вазе, разноцветные овощи на столе — это очень красиво!
Получится картина, которая называется «натюрморт».
А кто-то, наверное, захочет нарисовать иллюстрации к
рассказам В. Бианки, которые мы только что читали. Так, как рисовали раньше.
Можно, например, изобразить много зерна, а рядом мышку. Вот Пику будет
интересно!
Можно нарисовать и наш участок: рябину — очень она красива
осенью, березки — золотые сестрицы, пень с опятами, паука на паутине—любая
картина про осень будет интересна».
Воспитатель в индивидуальном порядке помогает детям определиться
с сюжетами, выбрать краски, бумагу, подыскивает материал (муляжи, картинки),
который может служить образной опорой.
В последующие дни дети доделывают работы: организуется
выставка, которую могут посетить родители, дети других групп. |