Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,
восприятие художественной литературы.
Цели: закрепить знания о мебели, различных материалах, из
которых изготавливают мебель; учить фантазировать, придумывать новые качества
для мебели; закреплять навыки работы со строительным материалом, используя всё
его разнообразие; развивать воображение, наблюдательность.
Планируемые результаты: умеет делиться с педагогом и
другими детьми разнообразными впечатлениями о жилище человека и мебели,
которая окружает его, поддерживать беседу при сравнении предметов, высказывать
свою точку зрения; выражать положительные эмоции (радость, интерес, удивление)
при прочтении отрывков из литературного произведения К. Чуковского «Федорино
горе» и исполнении песенки «Поздоровайся песенкой по-разному» (муз. и сл. М.
Кочетовой); с интересом разгадывает загадки, участвует в подвижной игре.
Материалы и оборудование: рисунки с изображением древней
пещеры, костра, шкур животных и т. д.; русской избы и ее убранства; предметов
мебели современного быта (игрушки); наборы строительного материала по
количеству детей.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня я приглашают вас в путешествие в мир
вещей, которые окружают нас. Когда-то давным-давно жили древние люди, которые
не умели строить домов и жили в пещерах (рисунок
с изображением древней пещеры, костра, шкур животных и т. д.). Как вы
думаете, на чем спали люди? На чем сидели? На чем готовили еду?
2. Беседа.
- Шли века, менялся человек, менялось и его жилище (рисунок с изображением русской избы и ее
убранства). Что нового появилось в быту человека? Прошло еще немало лет.
Менялись люди, менялись их вкусы и мода, менялась и мебель. Сейчас у каждого в
доме есть мебель. Сегодня человек уже не может обходиться без мебели. Она стала
красивее, удобнее. Люди научились делать мебель из разных материалов: дерева,
металла, пластмассы, стекла. А какие преимущества у железной мебели? (Прочная, не ломается, но очень тяжелая.) Какими
свойствами обладает деревянная мебель? (Красивая,
прочная, хорошо пахнет лесом, ее можно покрасить в разные цвета.) А
пластмассовая мебель чем хороша? (Легкая,
яркая, хорошо моется.) Как вы думаете, что хорошо и что плохо в стеклянной
мебели? (Она красива, через нее хорошо
видно, но ее легко разбить.) Совершенно верно, у каждой мебели есть свои
достоинства и недостатки, поэтому каждый для своего дома выбирает ту мебель,
которая ему больше нравится.
Запилила пила,
Зажужжала как
пчела,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и встала –
Начинай сначала.
- Ребята, какая мебель есть у вас дома?
- Где дома хранится посуда? (Шкаф, сервант, буфет.)
- Рассмотрите посуду. Посуда бывает двух видов: из
которой едят и в которой готовят пишу.
- Сравните посуду (большие
и маленькие ложки, мелкие и глубокие тарелки...).
- Что такое сервиз?
3. Упражнения.
• «Посчитай!» (на согласование числительных с
существительными). Например: одна чашка, две чашки, три чашки, четыре
чашки, пять чашек...
• «Какая посуда?»
(на согласование прилагательных с существительными). Например: ложка для чая
(какая?) - чайная, ложка для кофе (какая?) - кофейная и т. д.
• «Назови ласково!»
(на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов).
Например: тарелка - тарелочка, ложка - ложечка, блюдце -
блюдечко и т. д.
• «Скажи, когда
много!» (на употребление существительных в родительном падеже множественного
числа).
Например: одна вилка - много вилок, один стакан - много
стаканов, одна чашка - много чашек и т. д.
• «Какая бывает
посуда?» (на образование относительных прилагательных). Например: чашка из
стекла - стеклянная/чашка, тарелка из фарфора - фарфоровая тарелка.
• «Для чего
посуда?» (на образование существительных с помощью суффиксов).
Например: посуда, в которую кладут хлеб, - хлебница,
посуда, в которую кладут салат, - салатница, варенье - в вареньицу, селедку -
в селедочницу, суп наливают - ... (в супницу), перец хранят - ... (в
перечнице), соль насыпают - ... (в солонку), горчицу кладут - ... (в
горчичницу), конфеты -... (в конфетницу), сухари -... (в сухарницу), масло -...
(в масленку).
- Объясните значение сложных слов «картофелечистка»,
«овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «соковарка»,
«пароварка», «скороварка».
4. Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Федорино
горе».
- Выучите наизусть отрывок из этого произведения:
...И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
- Как надо ухаживать за посудой?
Упражнения на
развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре
(Удар кулачками
друг о друга),
Мы посуду перемыли
(Одна ладонь
скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку
(Загибать пальчики
по одному, начиная с большого пальца).
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
(Загибать пальчики
по одному, начиная с большого пальца),
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали
(Удар кулачками
друг о друга).
5. Отгадывание загадок.
- Сейчас вы будете разгадывать загадки. Тот, кто отгадает
загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.
Не зря в квартире он стоит: Когда к обеду он накрыт, Он
собирает всю семью. За ним я чай и кофе пью, Уроки делаю, читаю. (Стол.)
На нём сидят, когда он сложен. Когда разобран он - лежат.
Когда же день рождения, Он разместит гостей. О чём стихотворение, Ответь ты
поскорей. (Диван.)
- Как называется магазин, в котором продают мебель?
(Мебельный магазин.) Послушайте рассказ «Как мама и папа покупали мебель».
Мама и папа пришли в мебельный магазин. В мебельном
магазине они купили новую мебель: кровать, шкаф, кресла, тумбочку, стол и
стулья. Стол и стулья поставят на кухне, кровать и шкаф - в спальне, тумбочку и
кресла в гостиной.
- Кто может вспомнить первое предложение? (Если ребята затрудняются, то педагог помогает
наводящими вопросами. Аналогично проводится работа со всеми предложениями.)
Кто готов пересказать рассказ? (Рассказ пересказывается целиком.)
В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный... (табурет):
Михаил Потапыч спать
Лёг в большущую... (кровать).
Физкультминутка
Дети выполняют
упражнения, имитируя действия мастера.
Мы - ребята-мастера. Стул сломали мы вчера,
Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,
Получилось как-то криво. Отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.
6. Игра «Большой - маленький».
- Я буду называть большой предмет, например стул, а вы
будете называть маленький - стульчик.
- У меня большая кровать, а у вас маленькая... (кроватка).
- У меня большой диван, а у вас маленький... (диванчик).
- У меня большой стол, а у вас маленький... (столик).
- У меня большой шкаф, а у вас маленький... (шкафчик).
7. Сравнение предметов.
- Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный
магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но мы не можем выбрать, что
лучше: стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала
скажите мне, чем они похожи? (И на стуле,
и в кресле можно сидеть; и у стула, и у кресла есть сиденье, ножки, спинка; и
стул, и кресло - это мебель.)
- А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула -
нет; кресло мягкое, а стул - жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто
тканью.)
- А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, гостиную, спальню.)
- А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную.)
Игра «Расставь
мебель».
- Посмотрите внимательно на листочки, которые я вам
раздала. На них нарисована комната одного мальчика. Вы видите, он сидит на
подлокотнике кресла и смотрит телевизор. Комната у него серая, и в ней очень
мало мебели. Я предлагаю вам помочь мальчику и обставить его комнату красивой
мебелью. Вы должны будете выбрать только ту мебель, которую можно поставить в
гостиную.
8. Песенное творчество «Поздоровайся песенкой по-разному»
(муз. и сл. М. Кочетовой).
Педагог читает
загадки Тамары Маршаловой.
Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках Люди ... (самоваром)!
На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый ... (чайник)
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её ... (кастрюлей).
Среди ложек я полковник.
И зовут меня ... (половник)!
Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в ... (тарелке).
А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек... (чашку).
По моей тарелке лодочка плывет.
Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка.)
Будет вкусная еда
С золотою коркою,
Если пользуешься ты...
Верно, сковородкою!
9. Рефлексия.
- Что мы сегодня сравнивали?
- Что мы поставили в комнату мальчика?
- Как назвать это одним словом? |