Предлагаемый конспект занятия по математике предполагает развитие у
детей с тяжелыми речевыми нарушениями творческого мышления,
научно-исследовательской деятельности.
Цель:
1. Учить детей наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы из
своих наблюдений (опыт по определению возраста рыбы).
2 Закрепить знание числового ряда, чисел последующего и
предыдущего, знание геометрических фигур, умение ориентироваться на
плоскости листа, выполнять практическое измерение длины с помощью мерки.
3 Развивать мыслительные операции, внимание, память речь, интерес к предмету.
4 Развивать воображение, творческое мышление детей.
5 Формировать умение сопереживать, стремление помочь другому, оценивать результат свой и своего товарища.
Материал к занятию:
Прямоугольный лист бумаги с нарисованными на нем
геометрическими фигурами в центре и углах, цифры, изображенные на
камнях, листы с изображением на них точек с числами от 1 до 10, полоски
для измерения и мерки, чешуя рыбы, бумага темного цвета, увеличительное
стекло.
Ход занятия
Жил-был царь. И бала у него
дочка-красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка
осталась дома. Вышла она в сад погулять, а тут ветер налетел, подхватил
царевну и унес в тридевятое царство, в тридесятое государство. Поехал ее
искать жених – Иван-царевич. Едет день, едет два. Подъехал к избушке на
курьих ножках. Там Баба-яга живет. Рассказал Иван-царевич про свою
беду. «Помогу я тебе, Иван-царевич, только сначала выполни мою просьбу.
Прислал мне Змей Горыныч две чешуйки от разных рыб. Надо определить по
ним, какая рыба старше, а какая – младше. Три дня не ем, не пью, все
думаю. Если отгадаешь загадку, тогда и я тебе помогу» Опечалился
Иван-царевич. Где уж ему такую загадку отгадать. Может вы ему
поможете?Молодцы, ребята!«А теперь моя очередь помочь тебе,
Иван-царевич, – Говорит Баба Яга. – «Есть у меня волшебное блюдечко.
Покатишь по нему яблочко, на секунду покажет то, что надо. Смотри!
Сейчас увидишь карту секретную. Сможешь ее запомнить, найдешь свою
царевну».
|
Да, поможем.
Дети предлагают варианты определения возраста рыбы по чешуе. Приходят к выводу: число светлых колец равно возрасту рыбы в годах. |
Карту запомнили, можно ехать дальше. Сели на коней и поскакали. |
Воспитатель на некоторое время (до 10
секунд) показывает карту. Дети должны по памяти выложить то же самое на
своих листках, а затем рассказать, что и где у них расположено. |
Приехали к замку. Вход в него завален камнями. Чтобы войти в замок, камни надо разобрать. |
На фланелеграфе – изображение камней с числами от 1 до 10. На каждом камне записано по одному числу. |
Возьмите камень с числом, которое идет
после числа 5. Теперь с числом, предыдущим 4 (или стоящим перед числом
4), следующий – камень с число, стоящим между 7 и 9 и т. д. |
|
Вошли в замок. Идем тихо, на цыпочках,
чтобы не заметили стражники.На нашем пути высокие ступеньки, ноги надо
поднимать выше.Потолок все ниже, надо нагнуться.
А тут и вовсе надо ползти!
|
Физминутка. |
Но вот стало просторнее, встаем,
оглядываемся вокруг. Заблудились и зашли в лабиринт. Чтобы из него
выйти, надо разгадать волшебную запись, состоящую из цифр. -Почему все
полоски одинаковой длины, а результаты измерения получились разные?Когда
результат измерения больше? (Когда мерка меньше).
Когда результат измерения больше? (когда мерка меньше).
Молодцы! Волшебную запись разгадали и из лабиринта выбрались.
|
Воспитатель дает детям для измерения
полоски и мерки. Полоски все одинаковой длины, а мерки – разной. Мерки
подобраны так, что умещаются в полоске целое число раз. Каждый ребенок
должен измерить полоску своей меркой и выставить на доске полученное
число. Затем цифры располагаются в порядке возрастания.(например: 2, 2,
3, 4, 5, 6, 6). |
Подходим, наконец, к двери, за которой
спрятана царевна. Дверь на замке. Открыть ее сможем, если найдем ключ.
Для этого надо правильно соединить точки. Вот и нужный нам ключ. Этим
ключом откроем дверь и освободим царевну.Молодцы, ребята! |
У каждого ребенка – лист бумаги в клетку,
на котором точки с числами. Дети соединяют точки. Получается
ключ.(Рисунок ключа можно нарисовать под диктовку на листе в клетку). |
|