Предварительная работа. Расскажите детям, что
животные, которые живут в лесу, называются дикими. Эти животные сами добывают
себе пищу и делают дома. Дикие животные боятся человека.
Покажите детям предметные картинки «Дикие животные».
Вместе с малышами рассмотрите и обсудите, какого цвета у животных мех (белый,
серый, рыжий, бурый). Уточните, кто самый маленький (белка), а кто самый
большой (медведь). Покажите разные части тела, сравните, чем отличаются по
длине и форме уши и хвост у зайца, лисы и медведя. (У зайца длинные уши и
короткий хвостик. У лисы короткие уши и длинный, пушистый хвост. У медведя и
хвост, и уши короткие. У лисы ушки острые, а у медведя — округлые.)
Напомните детям, как этих животных называют в русских
народных сказках: зайчишка-трусишка, косолапый мишка, лиса-плутовка, волк —
зубами щелк. Предложите малышам изобразить этих животных — их походку,
повадки.
Разложите перед детьми картинки с дикими животными и
загадайте загадки.
Кто лохматый и большой Рыжий маленький зверек
Спит в берлоге зимой? По деревьям скок-поскок.
(Медведь ) (Белка )
Всех зверей она хитрей. Летом серый,
Шубка рыжая на ней. А зимой белый.
Пышный хвост ее краса, Прыгает ловко,
А зовут ее ... (лиса). Любит морковку. (Заяц)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?( Волк )
Расскажите детям, что летом у зайца шубка серая —
такого же цвета, как земля, а зимой белая, как снег. Благодаря этому зайчик
может прятаться в лесу от своих врагов: лисы, волка и медведя.
Покажите детям пособие «В лесу» и рассмотрите на нем
жилища диких животных. Скажите, что белка живет в дупле на дереве. Лиса роет
себе нору в земле. Волк устраивает логово под корнями упавшего дерева. Медведь
к зиме укладывается спать в берлогу—это такая яма, прикрытая сверху ветвями
деревьев. Только у зайца нет постоянного дома, он прячется от дождя и ветра под
кустами и деревьями.
Обсудите с детьми, чем питаются дикие животные.
Расскажите малышам, что белка грызет орехи и шишки, а заяц любит морковку и
капусту, а когда нет овощей, то зайчик ест траву и ветки. Волк и лиса охотятся
на мышей, зайцев и птиц. Медведь ест самую разную пищу — ягоды, грибы, мед, а
если сможет поймать, то мышей и зайцев.
В завершение проведите с малышами игру «Кто что ест?»
Для этого раздайте детям предметные картинки «Дикие животные» и черно-белые
рисунки «Кто что ест?». Попросите каждого малыша назвать только ту пищу,
которую ест животное, изображенное на предметной картинке.
Расскажите детям, что у диких животных, так же как у
домашних, бывают детеныши. Взрослые животные заботятся о своих малышах: кормят
и охраняют их от врагов.
Разложите на столе или установите на наборном полотне
предметные картинки «Дикие животные». Затем покажите детям предметные картинки
«Детеныши диких животных». Назовите каждого из детенышей и положите картинки с
их изображением рядом с изображением взрослых животных.
Затем показывайте детенышей и просите детей помочь вам
закончить фразы по образцу: «Это один маленький лисенок, а в норе его ждут
маленькие лисята. Это один маленький зайчонок, а под кустом сидят маленькие ...
(зайчата). Это один маленький медвежонок, а в берлоге спят маленькие ...
(медвежата). Это один маленький бельчонок, а в дупле сидят маленькие ...
(бельчата). Это один маленький волчонок, а в логове его ждут маленькие ...
(волчата)».
Чему учим детей:
— даем представление о диких животных и их детенышах;
— расширяем активный словарь за счет имен
существительных — названий животных и их детенышей; имен прилагательных
(хитрый, длинноухий, косолапый); вводим в активный словарь детей названия жилищ
разных животных (дупло, логово, берлога, нора);
— употреблять в речи предлог «в», образовывать
названия детенышей от названий взрослых животных; согласовывать слова в
предложении в роде, числе и падеже;
— строить фразы по образцу, отвечать на вопросы
педагога полными ответами;
— развиваем все виды моторики; общую, мелкую и
артикуляционную;
— координировать речь с движением, развиваем чувство
ритма;
— развиваем голос, речевое дыхание;
— развиваем зрительное и слуховое внимание — учим
узнавать разные звукоподражания— голоса животных;
— считать до пяти.
Оснащение: пособие «В лесу» (см. с. 81); предметные
картинки «Детеныши диких животных».
Ход занятия
1. Раз, два, три, четыре, пять — как животных нам
назвать?
Прочитайте вместе с детьми рифмовку, совершая при этом
ритмические движения:
Раз, два, три, четыре, пять —
Как животных нам назвать? (Шагать
на месте.) С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются. (Хлопать в ладоши.)
По картинкам всяк их знает: (Сложить
ладони в виде книжки.)
Волк, лиса, медведь и заяц. (Указательным пальцем правой руки загибать
пальцы
на левой руке.)
Дом их — заросли густые. (Изобразить крышу дома, для этого
поднять согнутые
в локтях руки
над головой, соединив кончики пальцев..)
Звери дикие, лесные. (Изобразить деревья, — поднять
согнутые в локтях
руки, растопырив пальцы.)
Предложите детям сесть на стульчики.
2. Отгадай загадки.
Попросите детей слушать внимательно и помочь вам
закончить фразы.
Косолапый, как ... (медведь).
Трусливый, как ... (заяц).
Хитрый, как ... (лиса).
Злой, как ... (волк).
Длинноухий, как ... (заяц).
3. Чей это дом?
Покажите детям пособие «В лесу» и спросите, есть ли у
диких животных в лесу дома. (Есть.) Кто делает эти дома? (Сами животные.)
Показывайте на картине жилища диких животных и
спрашивайте малышей: «Где живет белка?» (В дупле.) «Где живет лиса?» (В норе.)
«Где живет медведь?» (В берлоге.) «Где живет волк?» (В логове.) «Есть ли дом у
зайца?» (Нет.)
Дайте детям задание вслед за вами изобразить с помощью
пальчиков дома диких животных.
Описание пальчиковой игры «Дупло»: выполняется только
кистью правой руки. Соедините большой палец с кончиками остальных пальцев, так
чтобы получилось маленькое круглое отверстие.
Описание пальчиковой игры «Нора»: выполняется кистями
обеих рук. Противопоставьте большой палец остальным. Соедините кончики больших
пальцев, а также соедините кончики всех остальных пальцев так, чтобы получилось
большое отверстие.
Описание пальчиковой игры «Берлога»: выполняется
кистями обеих рук. Переплести пальцы обеих рук, сделав из кистей горку.
Попросите детей слушать вас внимательно и выполнять
разные пальчиковые игры в соответствии с вашей командой. Произносите с паузами:
«Берлога, дупло, нора, дупло, берлога, нора».
4. Малыши разбежались.
Скажите детям, что и в дупле, и в норе у диких
животных должны быть их детеныши. Только вот одна беда — разбежались кто куда.
Попросите детей вернуть малышей по домам. Для этого
дайте детям предметные картинки с изображением детенышей и попросите сначала
назвать их, а потом вложить в прозрачные кармашки на пособии «В лесу». Каждую
картинку с детенышем следует поместить около изображения взрослого животного.
Так, картинку с медвежонком надо вложить в кармашек около берлоги с медведем и
сказать: «Это медведь, а это его медвежонок» и т.д.
5. Лесные звуки.
Предложите детям прислушаться к разным лесным звукам.
Скажите малышам:
«Побываем мы в лесу —
Повстречаем там лису.
Тявкает лисичка: „Тяв-тяв". Посмотрите, у лисы
мордочка острая длинная, вот такая... (Вытянуть губы трубочкой и подержать их в
таком положении несколько секунд.) А как она тявкает? (Тяв-тяв!)»
Продолжите:
Под колючей елкой
Притаились волки.
Зарычал волчище —
Показал зубищи.
Длительно произнесите звук [ы]. Для этого откройте рот
и оскальте зубы. При выполнении упражнения руки сожмите в кулаки и, согнув в
локтях, поднимите их кверху.
А в берлоге спал медведь. Как проснулся, стал реветь.
Длительно произнесите звук [э]. При этом откройте рот,
губы слегка выдвиньте вперед. Попросите детей повторить голосовые упражнения.
Похвалите детей за то, что они так хорошо смогли
изобразить всех животных.
Затем попросите детей послушать и отгадать, голос
какого животного сейчас будет звучать. Произнесите с паузами разные
звукоподражания: тяв-тяв (лиса), э-э-э (медведь), ы-ы-ы (волк).
Игры и задания для закрепления материала
Игра «Мяч кидай —слово называй»
Цель: формировать грамматические навыки — учить
образовывать названия детенышей животных; употреблять в речи имена
существительные во множественном числе; подбирать прилагательные к
существительным; согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже;
развивать ловкость и внимание.
Описание игры. Заранее приготовьте маленький вязаный
мячик, набитый горохом или фасолью. До начала игры дайте детям возможность
пощупать мячик. Обсудите с малышами, что находится внутри игрушки.
Киньте мяч над столом одному из детей и скажите при
этом: «Лиса». Попросите малыша, поймав мяч, бросить его обратно, назвав при
этом детеныша лисы. Ребенок кидает мяч взрослому, говоря: «Лисенок». Затем
киньте мяч следующему ребенку и произнесите при этом название другого
животного. И так далее.
Аналогично проведите игру на тему «Один и много»:
кидайте мячик и произносите названия диких животных в единственном числе. Дети
будут ловить мячик и кидать его вам обратно, называя этих же животных во множественном
числе.
Проведите игру «Скажи, какой»: кидайте мячик и
произносите названия диких животных. Дети будут ловить мяч и кидать его вам
обратно, подбирая подходящее по смыслу прилагательное.
Педагог Дети
Заяц Пушистый (белый, серый, косоглазый, длинноухий,
пугливый).
Волк Злой (голодный, серый, зубастый).
Лиса Хитрая (рыжая, пушистая).
Медведь Косолапый (неуклюжий, бурый).
Белка Пушистая (рыжая, быстрая, ловкая).
Игра «Силуэт и контур»
Цель: развивать зрительное внимание; подбирать к
рисунку его контурное и силуэтное изображение (для детей младшего возраста
слово «силуэт» можно заменить словом «тень»); закрепить знания белого, черного,
рыжего, бурого, серого цвета; учить детей употреблять в речи имена
существительные в родительном падеже.
Описание игры. Раздайте детям предметные картинки с
изображением диких животных и попросите назвать их. Затем предъявите малышам
картинки с силуэтным изображением тех же животных и спросите у детей: «У кого
тень волка?» После этого предложите малышам выбрать контурное изображение. Для
этого покажите следующие картинки и спросите: «У кого контур медведя?» Когда
дети получат все три картинки, попросите их собрать дорожку из картинок, так
чтобы застегнулись «замочки» между ними (как при собирании пазлов).
Когда все картинки будут разложены по порядку,
уточните цвет каждой из них. Попросите детей, указывая на соответствующие
картинки, произнести фразы: «Это медведь. Это тень медведя. А это контур
медведя».
Игра «Где чья мама?»
Цель: развивать зрительное внимание; расширять словарь
по теме «Дикие животные; закреплять в словаре детей названия детенышей диких
животных, учить употреблять их в речи в единственном и множественном числе.
Описание игры. Покажите детям изображения нескольких
взрослых животных. Попросите малышей найти среди разложенных на столе картинок
детенышей этих животных. Дайте задание детям положить картинки с детенышами
возле изображения взрослого животного. Разложив все картинки по местам, дети
считают количество детенышей у каждой мамы.
Примечание. На столе должно быть заведомо большее
количество картинок с детенышами. Так, если ребенок ищет детенышей медведя и
зайца, то среди лежащих на столе картинок должны быть не только медвежата и
зайчата, но и волчата, бельчата, лисята.
Игра «Лиса и лисенок»
Цель: закреплять знание названий частей тела животных;
учить употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном
числе, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Описание игры. Покажите детям картинки с лисой и
лисенком и предложите сравнить этих животных. Скажите: «У лисы голова, а у
лисенка головка. У лисы нос, а у лисенка — носик». Предложите детям назвать у
лисы и лисенка глаза, рот, уши, усы; затем — лапы, спину, живот и хвост.
Аналогично
можно дать задание по сравнению любых диких животных и их детенышей. |