Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цели: сформировать представление о семье как о людях,
которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, вызвать
чувство гордости за свою семью; активизировать словарь на основе углубления
знаний о своей семье; продолжить формирование умения рассматривать предметы,
выделяя их признаки, качества и действия, составлять совместный с воспитателем
описательный рассказ об игрушках; закрепить правила обращения с игрушками;
развивать внимание и память; помочь усвоить песенные навыки и исполнительные
умения игры на металлофоне.
Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному
слову при знакомстве со стихотворением О. Дриза; положительные эстетические
чувства и эмоции при прослушивании мелодии русской народной песни «Заинька»;
знает и называет членов своей семьи; может оригинально и последовательно
рассказывать о своих игрушках; интересуется играми, жизнью людей, разными
жанрами искусства; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и
сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: игрушки; фотовыставка «Моя
семья»; металлофон.
Литературно-музыкальное сопровождение: пословицы и
поговорки о семье; «Заинька», русская народная песня, обр. Н. А.
Римского-Корсакова.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель. 
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вопросы:
- Как вас ласково зовут дома?
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы,
когда они радуются, когда у них хорошее настроение, когда они сердятся, хмурятся?
2. Рассказывание о семье.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в группе открыта
фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?
Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи,
рассказывают, кто изображён.
Вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Кто кому мама?
- Кто кому сын (дочка)?
- Для мамы ты кто?
- А для бабушки?
- /Для брата, сестры?
- Вы любите своих близких? Почему?
- Кто чем занимается в семье?
- Кто о тебе заботится?
- Как ты заботишься о других?
3. Игры. «Пантомима».
Дети изображают походку младенца, взрослого и пожилого
человека. «Собери цепочку».
Задание. Разложить фотографии согласно возрасту и
полу.
Вариант 1: младенец - девочка - дошкольница -
школьница - студентка - мама - бабушка.
Вариант 2: младенец - мальчик - дошкольник - школьник
— студент - папа - дедушка.
4. Чтение стихотворения О. Дриз. Беседа по вопросам.
Воспитатель. Послушайте стихотворение и отгадайте, про
кого оно:
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит. У нас своя погода тут.
Низко небо серое над крышами висит. Улыбнётся ясно и тепло.
А в доме чистота, уют. Вот уже и
солнышко в комнате взошло.
- Про кого это, вы, конечно же, догадались, это -
мама. Скажите самые хорошие слова о маме. Какая она? (Заботливая, трудолюбивая,
нежная, ласковая.) Как вы обычно называете свою маму? (Мамочка, мамуля.) Как вы
называете своего папу? (Папочка, папуля.) Как называют твою маму бабушка с
дедушкой? (Леночка, доченька.) Как зовут бабушку и дедушку? Как называют
их ваши родители? (Мама, папа.) А если ваши близкие
заболеют, как вы их будете жалеть? Назовите ласково по имени (маму, папу,
сестрёнку, бабушку, дедушку, братика). Рассмотрите книжные иллюстрации, где
изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами,
птица с птенцами в гнезде). Как вы думаете, можно сказать, что на этих
картинках изображена семья? Почему? Что чувствует кошка рядом со своими
котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? Правильно, и
животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении
своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают,
крепнут, учатся всему новому в жизни. А детёныши радуются, что родители их
согревают, защищают, заботятся о них.
5. Пальчиковая игра «Дружная семья».
Дети поочередно загибают пальцы в кулак:
6. Чтение пословиц.
Воспитатель. Как хорошо, что у вас у всех есть семья!
Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг
друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
Педагог читает пословицы о семье, дети объясняют их
смысл.
При солнышке тепло, при матери - добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не
имеют.
7. Усвоение песенных навыков. Игра на металлофоне.
Воспитатель или музыкальный руководитель играет на
металлофоне мелодию русской народной песни «Заинька» в обр. Н. А.
Римского-Корсакова, а дети поют.
8. Рассказывание об игрушках.
Воспитатель. Ребята, в нашей группе очень много разных
игрушек. Я предлагаю вам по очереди взять в игровом уголке любую игрушку и
поставить на стол, называя её. Игрушки не должны повторяться.
- Давайте рассмотрим каждую игрушку. (Показывает
лису.) Как называется эта игрушка? Лиса какая? Что есть у лисы? Что умеет
делать лиса? Чем тебе нравится эта игрушка? (Опрашивает всех детей.)
Аналогично проводится рассматривание собаки, кошки.
- Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я
буду начинать предложение, а вы заканчивать его. Это ... (лиса). Она ...
(рыжая, пушистая, мягкая). У лисы ... (длинный хвост, зелёные глаза). Лиса
умеет ... (бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы). Мне нравится лиса
потому, что ... (она красивая).
Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с
воспитателем рассказыванию о других игрушках. О каждой игрушке можно заслушать
2-3 рассказа.
9. Рефлексия.
Игра «Правильно - неправильно».
Воспитатель говорит утверждения, а дети соглашаются с
ними или отрицают:
• Можно ломать игрушки.
• Нельзя убирать игрушки на место.
• Нельзя делиться игрушками с друзьями.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик -
бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!
• Можно пачкать игрушки.
- Мы рассмотрели игрушки, а теперь нужно убрать их на
место. Дети расставляют все игрушки на места. |