I этап
комплексного занятия (развитие речи, музыка, изобразительное искусство,
художественно-творческая деятельность).
Воспитатель
до прихода детей раскладывает по цепочке на полу подготовленные «нотки» -
черные овалы небольшого размера. В игровой комнате заранее необходимо
разместить изображения китов с написанными буквами.
1. Вхождение
в тему.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это такое? По-моему,
похоже на какие-то следы?
Воспитатель
обращает внимание детей на «нотки» под ногами.
Воспитатель. По-моему, они куда-то ведут, как вы думаете, куда?
Дети
отвечают и вместе с воспитателем проходят в игровую комнату, где лежат
игрушечные киты или изображения китов с буквами.
Воспитатель. Ребята, кто это? (Дети отвечают на вопрос.) Обратите
внимание, что это необычные киты - на них написаны буквы. Какие это буквы?
Читающие
дети могут помочь прочитать буквы.
- Что бы это
значило? Давайте узнаем?
Воспитатель
достает записку из игрушки или из-за рисунка кита и делает вид, что читает ее.
Воспитатель. Все ясно. Оказывается, сегодня нам с вами предстоит
волшебное путешествие в мир музыки. Только непонятно, почему к нам приплыли
три кита. Может быть, вы знаете, ребята?
Дети
высказывают свои предположения. После ответов воспитатель приглашает всех
присесть на ковер ипи на стульчики и начинает небольшой рассказ.
2.
Знакомство с «китами» музыки.
Boспитатель. Когда-то,
очень давно, на свете совсем не было музыки: никто не пел, не танцевал, не
играл на музыкальных инструментах. Жить было скучно и неинтересно. Тогда люди
стали придумывать различные инструменты, которые могли бы издавать звук.
Например, они взяли две ложки и постучали ими друг о друга - получился
музыкальный инструмент. Оказалось, что придумать новый инструмент совсем
несложно. Я предлагаю вам сейчас подумать и тоже стать музыкальными мастерами -
сделать свой новый музыкальный инструмент из тех вещей, которые вы видите в
нашей игровой комнате.
Дети
придумывают инструменты, воспитатель может помочь им в этом и «создать»
музыкальный инструмент из расчески, шуршащей бумаги, крышек от детской посуды.
Главное, чтобы «инструмент» мог издавать какой-нибудь звук. Дети демонстрируют свои инструменты, затем рассаживаются на свои
места.
Воспитатель. Вы замечательные мастера. При помощи ваших инструментов
можно действительно создавать музыку. Люди по всему свету создали множество
музыкальных инструментов: духовых, клавишных, струнных, а композиторы сочинили
прекрасную музыку: веселую и грустную, быструю и медленную, резкую и плавную.
Вскоре музыки стало так много, что музыканты решили все музыкальные
произведения распределить на три большие группы - три «кита музыки»: песню,
танец и марш.
Именно
поэтому на наших китах написаны буквы: Я - песня, Т-танец. М- марш. Наши
«киты» не только музыкальные, но и очень любят играть и загадывать загадки. Они
и вам тоже приготовили задания. Готовы с ними справиться? Итак, найдите
правильный ответ.
3. Отгадывание
загадок.
Воспитатель
читает написанное на каждом ките стихотворение. Примеры загадок приводятся
ниже.
ЗАГАДКИ
Тридцать
маленьких ребят
На
ступенечках стоят,
И с улыбкой
в день весенний
Все поют про
день рожденья.
Голоса, как
на подбор.
Выступает
детский... (хор).
Песен много
Света знает,
Целый день
их распевает.
Голос
звонкий, очень чистый.
Просто чудо,
вот артистка!
Голосистая девица
Наша новая ... (певица).
Инструментов
тут не счесть:
Барабан, гитара есть.
Льется
музыка смешная.
Озорная,
заводная.
На
подмостках хор известный
Выступает с
новой .... (песней).
Руки влево,
ноги вправо,
Раздаются
крики: «Браво!»
В джинсах,
кепке и кроссовках
Пацаны
танцуют ловко.
Брейк, хотя
и иностранец.
Но отличный
модный ... (танец).
Наша армия
сильна!
На параде
вся страна:
Летчик,
снайпер и танкист,
И лихой
кавалерист!
Гордо флаг
сверкает наш
И звучит
победный ... (марш).
4.
Прослушивание музыки, определение жанра.
Воспитатель. Молодцы! Отлично справились с заданиями наших китов. Но
как же определить, какая музыка звучит: песенная, танцевальная или маршевая? (Ответы
детей.) Можно закрыть глаза и представить себе, что можно делать под музику: кружиться в танце, петь на сцене или маршировать на параде.
А чтобы музыку лучше понять, можно попробовать самим танцевать, маршировать
или петь. Я предлагаю вам послушать музыку и определить, к какому киту она
относится.
Звучит
музыкальная фонограмма, дети с подсказками воспитателя определяют жанр каждой
мелодии. При этом можно с детьми помаршировать, чтобы они прочувствовали ритм,
подвигаться в танце или попробовать спеть какую-нибудь песню. Музыкальный
момент нельзя затягивать, чтобы у детей не пропал интерес.
5.
Знакомство с нотным станом.
Воспитатель. Умницы, ребята! Мы научились с вами определять жанр музыки.
Но как же музыку записать? Для слов у нас есть буквы, а для музыки...
Многие дети
уже знают про нотную грамоту и могут ответить на вопрос.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришли самые настоящие нотки.
Входят дети,
у которых в руках «потки» - черные овалы небольшого размера. Дети читают стихи.
Подготовьте заранее нотный стан. Можно использовать магнитную доску. Если
такой у вас нет, то подойдет нотный стан, нарисованный на ватмане. После
прочтения каждого стихотворения воспитатель ставит (приклеивает) нужную нотку
на свое место.
НОТА «ДО»
Удивительная
нота!
Есть в ней
удаль и талант,
Веселится до
икоты.
Превосходный
музыкант.
-
До-до-до, - поёт на славу, -До-до-до - я не тужу.
Начинаю я
октаву,
С нотным
станом я дружу.
НОТА «РЕ»
Вы встречали
эту нотку
В нашем
новом кабаре?
Бьёт
отличную чечётку
Наша
миленькая РЕ.
Ре-ре-ре -
задору сколько.
Танец -
чудо, просто ах!
РЕ танцует
даже польку
На высоких
каблучках.
НОТА «МИ»
МИ звучит
протяжно, нежно. Грусть в мелодии слышна. МИ-минор поёт прилежно
В поле
козочка одна.
Ми-ми-ми, -
и щиплет травку.
Ну и что же
ты грустишь?
Проглотила я
козявку,
Надо мной
смеётся мышь!
НОТА «ФА»
Нота ФА
такая краля:
Руки в боки
- и хорош!
Вальс играет
на рояле.
Просто так
не подойдёшь.
ФА считается
талантом.
Но капризна,
холодна.
Нагрубила музыкантам –
Без друзей сидит одна.
НОТА «СОЛЬ»
Повар
Мишке-поваренку
Каждый день
кричит про соль.
Так замучил
он мальчонку
За извечный
пересол!
Поварёнок
хитрый слишком:
-
Соль-соль-соль, - поёт с утра. Получается у Мишки
Музыкальная
игра.
НОТА «ЛЯ»
-
Ля-ля-ля, - звучит повсюду, Веселятся все кругом.
Скачут
звери, скачут люди.
Всё на сцене
кувырком!
Смех звучит,
мелькают маски
По утрам и
вечерам.
Тра-ля-ля -
какая сказка!
Это цирк
приехал к нам.
НОТА «СИ»
Загрустила
нота СИ
В ярко-синем
платьице.
Что
случилось? - я спросил, -Слёзки так и катятся!
Си, -
пропела нотка СИ,
-Как тут не
расстроиться,
Дождь
противный моросит-
Весь рисунок
смоется!
6.
Творческая работа: рисование но ощущению. Оформление выставки.
Воспитатель. Оказывается, музыку тоже можно записать на бумаге, только
не на обычной, а на нотной. Посмотрите, у каждой нотки есть свое место - свой
домик. А еще у каждой нотки - свой голос, свое звучание.
Будет просто
замечательно, если Вы сможете пропеть детям октаву самостоятельно; если нет -
поставьте запись.
Воспитатель. Вот мы и
познакомились с нашими нотками. Существует всего семь нот, и располагаются они
в строгом порядке: до. ре. ми, фа, соль, ля, си. При помощи нот можно записать
любую мелодию, а музыканты ее исполнят. Музыка может передавать настроение:
грустное, веселое, задумчивое... Поэтому музыка звучит и во время праздников, и
в самые грустные моменты нашей жизни. У каждой мелодии - свой неповторимый
характер. А еще при помощи музыки можно рисовать картины. Хотите попробовать? Я
сейчас включу музыку, а вы закройте глазки и постарайтесь себе представить, о
чем хочет вам рассказать эта мелодия, что вам видится, о чем мечтается.
Воспитатель
включает небольшие музыкальные фрагменты, после прослушивания которых дети
рассказывают свои впечатления. Самое главное - постараться «разговорить» детей,
пусть они рассказывают вам о своих ощущениях.
Воспитатель. Прекрасно, а сейчас я предлагаю вам пройти к нашим
столикам, взять бумагу, краски и попробовать изобразить свои впечатления на
бумаге. Во время рисования музыка все время будет звучать. У каждого свои
фантазии, свои представления, и поэтому рисунки могут получиться совсем разными:
природа, животные, фантастические планеты, космос -все что угодно.
Дети
готовятся к рисованию. При подборе музыки важно учитывать настроение детей.
Если они перевозбудились или в вашей группе одни холерики - попробуйте
уравновесить их эмоциональное состояние тихой, спокойной музыкой, а вот для
малоэмоциональных и скромных меланхоликов и флегматиков можно поставить
быструю, стремительную музыку. После рисования можно устроить небольшое
обсуждение рисунков, в ходе которого дети расскажут о своих впечатлениях. Как
правило, у детей хорошо развито ассоциативное мышление, но если ребенок
затрудняется, помогите ему, подтолкните к какому-нибудь образу. После
обсуждения дети собираются на прогулку.
Воспитатель. По-моему, наши «киты» заскучали в группе. Может быть, мы
вместе с ними отправимся на прогулку?
Собираясь на
прогулку, не забудьте взять принадлежности для песка; совочки, лопатки,
формочки. Они Вам понадобятся для тихих игр. Также захватите на прогулку
изображения веселого и грустного человечков.
I
этап. Прогулка. Подвижные игры.
Воспитатель. Посмотрите, кто нас встречает на прогулке! (Воспитатель
показывает изображение грустного человечка.) По-моему, я знаю, кто это. Это
Дед Минор. Он всегда грустный, и музыку любит только медленную, тихую,
плавную, спокойную. И мне кажется, он задумал всех нас погрузить в тоску,
уныние. Что же мы будем делать? (Ответы детей) Кто у нас самый веселый? (Выбрать
одного ребенка) Я предлагаю тебе развеселить всех детей, но при этом не
произносить ни слова, веселить только при помощи жестов, движений. Готов?
Дети
рассаживаются на скамеечке. Один ребенок жестами, мимикой и пантомимикой
смешит остальных. После того как большинство детей засмеялись, воспитатель
выбирает самого смешливого, и игра продолжается. Большинство детей превосходно
справляются с таким заданием, однако не переусердствуйте. Прекращайте игру,
если почувствуете, что интерес детей к ней пропадает.
Воспитатель. Не осталось никого хмурого? Тогда я с большим удовольствием
приглашаю к нам в гости Дядюшку Мажора. Посмотрите, какой он веселый! (Воспитатель
показывает изображение веселого человечка.)
Как вы
думаете, какую музыку он любит? Правильно, он просто обожает веселую, задорную,
заводную музыку. Теперь вы знаете, что если у вас плохое настроение, значит, к
вам в гости зашел Дед Минор, а на праздники прибегает веселый Дядюшка Мажор.
Во время
прогулки можно предложить детям подвижные игры, например догонялки или
игры-хороводы, а вот считалки к ним мы предлагаем
тематические.
СЧИТАЛКА
Раз. два,
три. четыре, пять –
Вышли нотки
погулять,
Звонко
песенки поют,
Ноги сами в
пляс идут.
До, до, до,
фа, фа. ми, ре –
Мы играем во
дворе!
До, ре, ми,
фа, соль, ля, си –
Всех на
танец пригласим.
Будем с
нотками дружить!
Выходи, тебе
водить!
2. Игра
«Найди друзей».
Воспитатель. Кто запомнил все нотки? Давайте их назовем. (Дети называют
ноты) Я предлагаю всем нотам найти друзей. Например, у нотки «до» друзьями
могут стать: дом, дождик, доктор.... Как я нашла ей друзей? (Ответы детей.) Правильно,
начало слова должно звучать так же, как и название ноты, а теперь вы
предлагайте друзей остальным нашим ноткам. Давайте напишем названия ноток на
песке, чтобы было легче думать.
До
- доска, документ, домино, дорога, дог, дочка...
Ре
- редька, репа, ребус, река, резинка, ремонт...
Ми
- мир, минус, минутка, мина, миска, мишка...
Фа
- фара, фабрика, фартук, фата, фантик, факел...
Соль
- сольдо (объясните детям значение слова), соль...
Ля
- лягушка, лялька, лямка...
С и -
сирень, сито, силач, синица, сиденье, синька...
Воспитатель. Теперь у нот много новых друзей, а для большой и дружной
компании просто необходим большой красивый лом, в котором могут поместиться
все друзья. Давайте построим необычные домики для наших друзей ноток, а чтобы
они могли дружить и ходить друг к другу в гости, между домиками сделаем
дорожки и, конечно, большую танцевальную площадку.
Дети под
руководством воспитателя строят из песка город, украшают его веточками,
листиками.
Воспитатель. Замечательный город для ноток! В нашей группе дети -
настоящие архитекторы! А какая красивая танцевальная площадка! А сами вы
танцевать любите? (Ответы детей.) Тогда предлагаю устроить настоящую заводную
дискотеку!
Если Ваша
группа находится на первом этаже, то магнитофон можно поставить в комнате на
подоконнике, если нет -договоритесь с воспитателями других групп. Для дискотеки
подойдут любые записи детских песенок в сочетании с молодежными хитами.
|