Цель: Познакомить детей с предметами
быта, с избой, воспитать уважительное отношение к
предметам старины, приобщить ребят к народным
истокам.
Ход занятия.
Хозяйка: Здравствуйте, ребята!
Проходите, присаживайтесь на лавочки.
Все уселись.
Хозяйка: Ох, и стара я стала, зажгу-ка
лампу керосиновую, да посмотрю на своих гостей,
эх, какую загадку я вспомнила! Сто гостей, сто
постелей, у каждого гостя своя постеля. Ну, – кто
отгадает? Это (бревна в избе).
Сначала, строили сруб, а затем
закладывали жабу и между бревнами клали мох, это
чтоб било теплее зимой. Вот я объяснила вам эту
загадку. И ещё, закладывая избу, под угол прятали
деньги – для богатства, шерсть – для тепла, ладан
- для святости (запах ладана имеет силу отгонять
злых духов). Ворота и окна дома нельзя
выстраивать на север, не то черти выживут.
Построив новый дом, надо непременно обновить его
свадьбою, иначе хозяин может умереть. Ребята, а вы
наши знаете приметы про избу?
Ответы детей:
1. Сухое дерево в срубе – к счастью.
2. Солнце в доме играет – к радости.
3. Передний угол избы трещит – к худу,
не сдобровать хозяину. Потому что этот угол
святой, его называли красным углом, божницей, где
висела икона, украшенная полотенцем. Икона была
непременной принадлежностью любого жилого дома.
Им поклонялись, от них ждали чуда в избавлении от
болезней, помощи в одолении врага.
Хозяйка: На ночь должны были в избе пол
подмести, чтобы ангелам чисто было
прохаживаться, также на ночь оставляли еду на
столе для домового. А кто знает, кто такой
домовой?
Ответы и рассказы детей.
Дети: Домовой – домовое божество,
охраняющее домашний очаг, он не злой, а больше
причудливый проказник. Кого полюбит или чей дом
полюбит, тому и служит. А уж кого не взлюбит, так
выживает, и чего доброго со света сживет.
Дети: Если люди со своим домовым живут
в ладу, то нипочем не следует с ним расставаться:
переезжая в новый дом, надо поскрести под
порогом, собрать мусор в совок и посыпать его в
новей избе; не приметишь, как с этим мусором
переберется на новое место "хозяин". На
новоселье надо принести ему горшок каши и со всем
возможным уважением сказать: "Дедушка домовой,
выходи домой. Иди к нам жить".
Коли не перезвать с собою в новую избу,
он и сам переберется, но со злостью станет
пакостить.
– Дом, как полная чаша. Дом – чаша –
чашей. Изба житом пахнет
–
говорит народная пословица.
Хозяйка: Как это в хозяйстве обойтись
без горшка, без миски и без ложки?
Ответы детей. Рассказы детей об утвари.
1 ребенок: Миски держали в деревянных
ящичках. Обычно ели из одной миски вся семья,
миски были большими и назывались
солила.
2 ребенок: Сначала заменой тарелок
служили большие ломти хлеба, обедающий клал на
них густую пищу, куски мяса. Затем эти хлебные
тарелки съедались, а в богатых домах раздавались
нищим или собакам выбрасывали. Вся остальная
посуда служила для хранения молока, масла,
сметаны, напитков.
Хозяйка: Умеешь ли ты ткать и прясть?
У нас матушка пряла да ткала, да по две
рубахи нашивала. Прежде чем ткать нужно нитки
приготовить, значит надо прясть, садиться за
прялку. Нитку первоученка - пряха должна была
сжечь и съесть, чтобы работа спорилась.
Нельзя оставлять ниток на веретене к
воскресному и праздничному дню, чтобы, не
рвались.
Дети с хозяйкой поют песню и пробуют
прясть нитки.
Крутись веретенце,
Ниточка поет
Разговор со мной ведет.
Кружись веретенце
У прялочки донце золотом горит,
чудо-сказку говорит.
Хозяйка: Вечером перед Рождеством
женщины ни за что не оставят кудели на прялке,
чтобы Кикимора (божество сна и ночных
приведений), не вздумала вместо них сесть за
работу. А только потом нитки заправляли в станок
ткацкий и ткали полотно, из которого шили
рубашки, полотенца, которые вышивали и украшали
избу.
– Вы, ребята, обратили внимание на
травы, которые у нас имеются в избе? Это пижма, она
пахнет полынью. Все травы были лечебные, а
некоторые обладали волшебной силой, их собирали,
и держали дома.
Оказывается, все травы говорят между
собой, чтобы научиться понимать разговоры трав,
надо в лесу поймать змею с короной на голове и,
приготовив особым способом, съесть.
Лечебные и волшебные травы выбирают в
ночь на Ивана Купалу. Я хотела бы рассказать
сказку про волшебную силу полынь-травы.
Жили-были брат Иван да сестра Марья в
такой избенке на берегу озера. Однажды Иван уходя
на дома строго наказал сестре Марье сидеть тихо,
как мышь, песни не петь. Ушел Иван, Марье стало
скучно и она запела. Вдруг стукнуло ставню.
– Кто там? – спросила Марья.
– Выдь к нам, выдь к вам, – говорят за
ставней тонким голосом. Выбежала Марья и ахнула.
От озера до хаты – хороводы русалочьи, русалки
взяли Марью за руки, закружились, одели ей венок и
увели. Вдруг из камыша вылезла синяя раздутая
голова в колпаке, то был водяной, он забрал Марью
ж себе.
Поздним утром привел Иван домой, Марьи
нет, он и заплакал.
– Уйду, – думает Иван, – к чужим людям
век доживать, вот только лапти новые справлю.
Нашел липку за озером, ободрал, сплел
лапти и пошел к чужим людям. Шел он, шел, видит –
стоит голая липка, с которой он лыки драл. Кружил
он по лесу и опять видит эту липку перед собой.
Рассердился Иван, хотел липку зарубить. А липка и
говорит человечьим голосом:
–
Не руби
меня, милый братец.
У Ивана и топор вывалился. Марья
рассказала Ивану, что царь водяной взял ее в жены,
теперь она стала деревцем, а весной опять в
русалку превратится.
– А нельзя ли тебе от водяного уйти? –
спросил Иван.
– Можно, только нужно найти
полынь-травы на зябком месте и мне в лицо бросить.
Раздобыл Иван полынь-травы, добежал до
липки и видит - сидит водяной.
– Пусти, – кричит Иван, – знаю кто ты. А
не хочешь ли этого? И ткнул водяному в лицо
полынь-травою.
Вспучился водяной, лопнул и побежал
ручьем быстрым в озеро. Иван в липку бросил
полынь-травою, вышла из липки сестрица Марья,
обняла брата, заплакала, засмеялась.
Избушку у озера бросили они и ушли за
темный лес – на чистом поле жить, не разлучаться.
И живут не разлучно до сих пор, и кличут
их всегда вместе: Иван да Марья, Иван, да Марья.
Хозяйка: Как вы, ребята, думаете, где же таких
Иванов да Марий, когда они совсем маленькими
были, качали, баюкали?
Ответы детей.
Хозяйка: Конечно же в колыбельках. И
как в сказке под колыбельную песню росли Марии и
Иваны не по дням, а по часам.
Дети поют колыбельные песни и
укачивают младенца:
- Котя, котенька, коток,
Котя серенький хвосток.
Приди, котя, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту, за работу заплачу.
Дам кусочек пирога,
Да кувшин молока.
Хозяйка: Ну что, дорогие ребята,
настало время с вами прощаться. Ищи добра на
стороне, а дм люби по старине. Помните старину,
кто при ней жил вас помянет. |