Вниз по течению (интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи)
11.05.2011, 13:02
ЦЕЛИ
— продолжать формировать обобщенные представления о животных;
— познакомить детей с особенностями внешнего вида,
образа жизни и поведения водоплавающих птиц и речной рыбы;
— развивать умение сравнивать, анализировать,
устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
— пробуждать в детях чувство эмпатии к родной природе,
воспитывать бережное отношение к ней.
Материалы: кораблики (см. предварительную работу);
резиновые или пластмассовые лодочка и утенок; таз с водой; рыбка (игрушка или
картинка); картинки с изображением утки, утенка, курицы, цыпленка, одуванчика;
зеленые мелкие непромокающие кружочки (их можно сделать дыроколом из
разделителей файлов); скорлупа грецкого ореха, пластилин, соломинка, лист
цветной бумаги треугольной формы с отверстиями для мачты (по количеству детей).
Предварительная работа
Прочитайте детям рассказ В. Сутеева «Кораблик».
Последовательность выполнения: из пластилина скатайте
шарик и прикрепите его ко дну скорлупы. В пластилин воткните соломинку — это
мачта. К мачте прикрепите треугольный лист цветной бумаги — это парус. Кораблик
готов.
* * *
Плыви, плыви, кораблик
Аленка с Антошкой должны быть на ферме. У проекта
«Игрушечная деревня».
Воспитатель. Аленка с Антошкой сейчас в гостях. У
кого?
Воспитатель. Однажды Аленка с Антошкой сделали из скорлупы
грецкого ореха кораблик. Пошли к реке, опустили кораблик в воду, и он поплыл.
Куда же поплыл кораблик?
Дети берут каждый свой кораблик и показывают как по
реке (на проекте) плывет кораблик.
Поплыл кораблик вниз, по течению. Все дальше и дальше
плывет кораблик, все быстрее и быстрее.
Кораблики «выплывают» за пределы проекта, дети бегают
с ними по группе.
Некоторое время Аленка с Антошкой бежали за
корабликом, стараясь не отставать. Но течение реки быстрое, и кораблик вскоре
скрылся из виду.
Дети убирают кораблики.
А Аленка с Антошкой остались стоять у реки, недалеко
от мостика.
Дети ставят кукол у реки рядом с мостиком.
«Перепончатая лапка,
Клювик, как лопатка»
Воспитатель. Заметив что-то в реке, Антошка закричал:
«Аленка, смотри, какой забавный кораблик в реке плавает: желтый, пушистый!» —
«Что ты! — улыбнулась в ответ Аленка. — Это не кораблик. Посмотри, он же
живой». Кого же принял Антошка за кораблик, как вы думаете?
Перед детьми выставляются картинки с изображением
утенка, цыпленка, одуванчика.
Дети. Утенка — водоплавающую птицу. Воспитатель. Что
означает слово «водоплавающая»?
Дети высказывают свои предположения.
Утенок хорошо плавает по воде.
Перед детьми выставляется таз с водой, в котором
плавают утенок и лодочка.
Его маленькое тело напоминает нам игрушечную лодочку.
Только у лодочки нет таких быстрых лапок, как у утенка. Дети, на картинке
рассмотрите лапки утенка. Ловко отталкиваясь от воды широкими лапками-ластами,
утенок плывет туда, куда ему надо. Недалеко от берега растет вкусная, сочная
ряска. (С краю таза помещают зеленые кружочки — это ряска.) Утенок ее очень
любит. Как лопаточкой, собирает он ряску клювом и съедает ее.
«Блещет в воде чистой Спинкой серебристой»
Вое пи т а т е л ь. Утенок увидел, что в воде кто-то
плавает. Он крякнул: «Давай наперегонки!» — и быстро-быстро заработал лапками-ластами.
Но этот «кто-то» оказался очень хорошим пловцом. Он махнул хвостиком, блеснул
серебристой спинкой и исчез в глубине мутной речной воды. «Ой! — удивился и
чуть-чуть расстроился утенок. — Я тоже умею нырять, но не так глубоко!» Что за
шустрый пловец, ловкий ныряльщик живет в реке?
Дети. Рыба.
Воспитатель. Что помогает рыбе так быстро плавать? Рассмотрите
игрушку или картинку рыбки. Дети. Плавники.
Воспитатель. Они у рыбы на хвосте, спине, брюхе и на
груди. Тело рыбы покрыто чешуей. Благодаря чешуе рыбка легко скользит в воде.
Между третьей и четвертой частями занятия можно
поиграть в подвижную игру «Щука и карасики».
Антошка рыболов
Воспитатель. Антошка тоже заметил рыбку и решил отправиться
на рыбалку. У Ивана он взял удочку, а у Марии ведерко для рыбы, и пошел обратно
к реке. Но чтобы поймать рыбку, нужна приманка — червяк. На берегу реки сидели
утка и курица. Они наблюдали за своими детьми. (Перед детьми выставляются картинки
с изображением утки, курицы, утенка, цыпленка.) Утенок плавал в реке, ловко
загребая лапками-ластами, а цыпленок что-то искал в песке, разбрасывая его
лапами во все стороны. Антошка обратился к утке с курицей: «Помогите мне,
пожалуйста, отыскать в земле червяка». Первой на просьбу откликнулась утка. Она
попыталась раскопать лапкой землю. Дети, соедините пальцы, изображая действия
утки, поглаживайте поверхность ковра. Как вы думаете, получилось у утки ее
плоской, мягкой лапкой-ластой раскопать землю и найти червяка?
Дети. Нет.
Воспитатель. Тогда за дело взялась курица. На пальцах
у курочки острые, крепкие коготки. Стала курочка копать землю. Как вы думаете,
смогла она выкопать в земле ямку?
Дети. Да.
Воспитатель. Конечно, она выкопала глубокую ямку, на
дне которой показался червяк. Курочка ловко схватила его. Скажите, чем?
Дети. Клювом.
Воспитатель. Червяка курочка отдала Антошке. Он
поблагодарил птицу и отправился на рыбалку. Уточка немного расстроилась, что
не смогла помочь Антошке, но курочка ее успокоила: «Не горюй, уточка. Природа
наградила меня умением добывать червяков, подарив мне такие лапы. Червяки —
моя еда, потому что они живут в земле. Тебя же природа наградила умением
плавать, подарив тебе лапы-ласты. Твоя еда — ряска, а она растет в воде».
Уточка поблагодарила курочку за ее доброту и пошла к реке. Итак, дети, с какой
водоплавающей птицей мы сегодня познакомились?