Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,
продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной
литературы.
Цели: совершенствовать знания детей о значении воды в
жизни человека (вода - источник жизни, необходима для поддержания жизни и
обеспечения здоровья человека); о свойствах воды (прозрачная, без цвета и
запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния - твердая (снег, лед),
жидкая, газообразная — пар); развивать у детей фонематический слух (умение
слышать и определять звук в слове); воспитывать социальные навыки (умение
работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою
правоту); учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать
соответствующую цветовую гамму; красиво располагать птиц на листе бумаг;
закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками;
развивать образное, эстетическое восприятие.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде,
сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения;
выражает положительные эмоции (интерес, радость) при участии в музыкальной
игре «Апчхи»; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование
разноцветных птиц).
Материалы и оборудование: рисунки по теме «Вода», глобус;
бумага серая или другого светлого тона, гуашь или акварель.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
- Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море,
в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом
заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не
умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не
прожить!
- Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в
жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (Пить, умываться, купаться, мыть
посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения.)
2. Беседа о воде.
- А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не
осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему? Все живое на Земле
погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без
еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. Человек на
80 % состоит из воды. На Земле вода везде. Скажите, какая модель Земли есть у
нас в группе? Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?
- Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в
голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «голубой планетой». Как называются
все моря и океаны на Земле? (Вся вода на
Земле составляет единый Мировой океан.)
- Давайте поиграем в игру «Какая бывает вода».
Воспитатель бросает
детям мячик, и они говорят о свойствах воды, об использовании ее в жизни человека.
- А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и
продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово «лаборатория»? Почему
лаборанты работают в белых халатах?
Педагог проводит дидактическую игру «Подскажи словечко».
- Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите
соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю ... (снег).
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в ... (снежки).
С неба все скользят пушинки
Серебристые... (снежинки).
На полянку, на лужок
Все снижается ... (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее ... (снегопад).
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Это девочка ... (снегурка).
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой ... (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (снег).
- Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите. Чем
похожи все эти слова? „
- Действительно, все эти слова похожи на одно слово -
снег.
- Что можно сказать о снеге? Какой он?
- Какую пользу приносит снег?
- А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем
со снегом. Снег - это вода. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним
происходит.
- Лед - твердая вода. Обратите внимание, как постепенно
уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратите внимание на время, за которое
тают снег и лед (снег быстрее, лед медленнее).
- Что легче - лед или вода?
Дети проводят опыты
- опускают в воду лед и снег.
- Пар - это тоже вода. Откроем термос с кипятком.
Поместим над паром зеркальце, на котором образуются капельки воды.
- Снег, лед и пар — это вода. Посмотрите, сколько снега
лежит на улице. А как образовались сугробы, вы знаете?
- А теперь представьте, что вы снежинки. На улице
снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на
землю. Вот они опустились все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с
другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.
Дети танцуют и
кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют
«сугроб».
- Я возьму немного снега, сделаю снежок и скатаю снежный
ком. (Имитирует движениями, как она это
делает.) А что можно слепить из снежного кома?
- А теперь представьте, что вы — снежинки. Через открытую
форточку попали в помещение и упали на ковер. Что с вами случилось?
3. Музыкальная игра «Апчхи» (муз. В. Соловьева-Седого,
сл. Е. Гвоздева).
4. Рисование.
Прочитать
стихотворение японского поэта Китахёра Хакусю «Птица, птица красная»:
- Птица, Птица красная, Отчего ты красная?
- Поклевала красных ягод.
- Птица, Птица белая,
- Отчего ты белая?
- Поклевала белых ягод.
- Птица, Птица синяя, Отчего ты синяя?
- Поклевала синих ягод.
Помочь детям
увидеть заключенную в стихотворении шутку. Поупражняться краской на отдельном
листе в рисовании контуров птиц в разных позах. Потом предложить придумать
композицию и выполнить ее на большом листе. Напомнить о том, что на одном
рисунке птица должна быть одинакового цвета с зернышками, которые она клюет.
5. Рефлексия.
- О чем мы сегодня беседовали?
- В какую игру играли?
- Что изобразили на рисунках? |