Волшебные слова (интегрированное занятие по этике и развитию речи)
11.05.2011, 11:12
ЦЕЛИ
— вызвать желание следовать тому, что достойно подражания,
и объективно оценивать недостойное поведение;
— развивать внимание, воображение;
— воспитывать доброжелательное, толерантное отношение
к людям.
Материалы: две картинки с изображением одного и того
же клоуна (веселого, сердитого); конфеты (их должно быть больше, чем детей) в
яркой коробке с крышкой. Одна конфета внутри пустая.
Волшебство
Воспитатель. История, которую я вам сегодня расскажу,
произошла с одним моим знакомым мальчиком. Он очень похож на одну из наших
картонных кукол. У него синие глаза и рыжие волосы, и с ним тоже часто
случаются неприятные истории. Только зовут его не Антошка, а Андрейка. Давайте
вспомним, какая неприятная история произошла недавно с нашим Антошкой? Дети.
Он весь перепачкался в грязи, и чуть было не заболел.
Воспитатель. А с Андрейкой произошла вот какая
история. Было обычное воскресное утро. Мама сказала: «Сегодня мы пойдем в
цирк. Приведи себя в порядок». Андрейка с криками «ура!» радостно побежал в ванную
комнату. Он почистил зубы, умылся, аккуратно причесал волосы. Затем он надел
свой самый лучший костюм, и они с мамой отправились в цирк. Антошка сиял от радости,
улыбка не сходила с его лица! Да, сегодня он был особенно красив.
В цирке, перед представлением, веселый рыжий клоун
показывал смешные фокусы. Вокруг клоуна собралась толпа детей. (Перед детьми
выставляется картинка с изображением веселого клоуна.) Они весело хохотали и
хлопали в ладоши. Глаза их светились от счастья. Вдруг, неожиданно для всех,
клоун, как по волшебству, достал красивую разноцветную коробку. (Перед детьми
выставляется закрытая коробка.) Она переливалась всеми цветами радуги, и от
нее невозможно было оторвать глаз. Клоун сказал: «В этой коробке — волшебные
конфеты. Сегодня я угощу ими всех детей. Только не забудьте, конфеты —
волшебные!» — загадочно повторил клоун. Увидев коробку с конфетами, Андреика
бросился к толпе детей, на ходу выкрикивая: «И я хочу конфету! Дай мне конфету,
дядя клоун!» Пробираясь сквозь толпу, Андрейка расталкивал всех локтями и не
переставал кричать: «Я хочу конфету! Мне дай, дядя клоун!» Одну маленькую
девочку в розовом платье Андрейка так сильно толкнул локтем, что та упала и
заплакала. Не заметив этого, мальчик подбежал к клоуну, стал дергать его за
одежду, топать ногами и кричать: «Дай мне конфету! Дай, дай, дай!» Клоун
сказал: «Хорошо, хочешь — бери». Он дал Андрейке конфету, но при этом почему-то
нахмурил брови.
Воспитатель меняет веселого клоуна на сердитого,
достает из коробки пустую конфету.
Андрейка схватил конфету. Она была большая, в яркой
обертке. Мальчик стал быстро-быстро ее разворачивать. (Разворачивается фантик.)
И вдруг!.. Что это? Внутри фантика ничего не было. Да-да, он был пустой. Андрейка
сделал удивленное лицо. Затем его удивление сменила злоба... «Ты плохой клоун!
Ты дал мне неправильную конфету!» — закричал Андрейка и замахнулся на клоуна
кулачком. Клоун спокойно ответил: «Может быть, ты забыл — это же волшебные
конфеты». Андрейка заплакал и побежал к маме. «Мама! Мама! Клоун — плохой! Он
дал мне пустую конфету!»
Мама показалась Андрейке расстроенной, грустной. Она
сказала: «Нет, сынок, клоун дал тебе хорошую конфету. Исчезла она после того,
как попала в твои руки. Не клоун виноват в этом, а ты сам. Ты совершил слишком
много плохих поступков — вот волшебная конфета и исчезла». Андрейка увидел,
как мамины глаза, любимые мамины глаза, наполнились слезами. «Что я сделал не
так? Подскажи мне, мамочка», — попросил Андрейка. Ему вдруг стало очень стыдно,
он опустил голову и глубоко вздохнул. Ребята, как вы думаете, что Андрейка
сделал не так?
Дети. Андрейка, побежав к толпе, не спросил маминого
разрешения, бросил ее одну у гардероба. Каждый ребенок знает, что в людном
месте отходить от взрослых опасно. Толкаясь, Андрейка обидел детей — сделал им
больно. Он толкнул маленькую девочку, обидел ее до слез и не извинился, не
пожалел ее. Обидел доброго клоуна, который дарил радость маленьким детям. Мальчик
дергал его за рукав, топал ногами, грозил кулаком, назвал его «плохим».
Воспитатель. Да, Андрейка действительно совершил слишком
много плохих поступков. Не удивительно, что мама так расстроилась. Ни одна
мама не хотела бы, чтобы ее ребенок так себя вел. Как же Андрейке исправить все
эти поступки?
Дети высказывают свои предположения.
Только волшебные слова могут помочь Андрейке. И
обязательно говорить их надо искренне, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.
Волшебные слова
Воспитатель. Мама пригладила Андрейке растрепанные волосы,
застегнула пуговички на рубашке и сказала: «Не бойся, иди. Я в тебя верю, сын».
Андрейка опустил голову и нерешительно побрел туда, где добрый рыжий клоун
смешил детей, показывая им забавные фокусы. Андрейка подошел и остановился в
сторонке. Клоун перестал показывать фокусы, а дети перестали смеяться. Все
посмотрели на Андрейку. Андрейка поднял голову и увидел внимательные, строгие
глаза клоуна. Мальчик сказал: «Простите меня, ребята, и Вы, дядя клоун. Я так
больше не буду». Андрейка опустил глаза — ему стало стыдно. К Андрейке подошла
маленькая девочка в розовом платьице и погладила мальчика по руке: «Ничего, мы
тебя прощаем, только никогда больше не обижай девочек». Андрейка посмотрел на
малышку и его щеки покраснели: «Что ты, я девочек теперь защищать буду». И
вдруг Андрейка услышал ласковый голос доброго клоуна: «Иди сюда, озорник, получай
свое прощение» — и клоун протянул мальчику свою руку. Пожимая руку рыжего
клоуна, Андрейка не мог сдержать своей радости. Он снова улыбался, снова стал
добрым, воспитанным и красивым мальчиком. Он робко сказал: «Дядя клоун, дайте
мне, пожалуйста, волшебную конфету». Клоун протянул мальчику конфету. (Достает
из коробки конфету.) Андрейка взял ее и зажмурился. Он боялся, что волшебные
слова не подействуют и конфета снова исчезнет. «Не бойся, — подбодрил его клоун
и погладил по голове, — открой глаза». Андрейка открыл глаза и развернул фантик.
(Разворачивает конфету.) Внутри была конфета. «Спасибо! — сказал Андрейка,
улыбаясь и глядя клоуну в глаза. — До свидания, дядя клоун!» Клоун, улыбаясь,
помахал Андрейке рукой.
— Мама, у меня получилось!
— Ты у меня молодец! — похвалила мама сына.
— Это волшебные слова мне помогли, — гордо ответил Андрейка.
— Да, не забывай о них. Они тебе еще помогут.
Волшебные слова дорогого стоят.
Когда Андрейка с мамой шли обратно домой, мальчик все
время вспоминал доброго клоуна и повторял, повторял волшебные слова:
пожалуйста, спасибо, простите...
Дома, лежа в своей кроватке, Андрейка спросил:
— Мама, а ты научишь меня еще каким-нибудь волшебным
словам? Мне так понравилось их говорить.
Волшебные конфеты Воспитатель. Какие волшебные слова
вы знаете? Дети (перечисляют). Здравствуйте, доброе утро, добрый день, до
свидания, до завтра, до встречи, извините, спасибо, пожалуйста...
Воспитатель. Воспитанные люди знают много волшебных
слов и с их помощью каждый день делают добрым, волшебным. Вот и Андрейке
волшебные слова помогли совершить волшебство — люди, которых он обидел,
простили его, а волшебная конфета не исчезла. Как вы думаете, в нашей группе
есть дети, похожие на Андрейку? Волшебные конфеты от доброго рыжего клоуна
помогут нам узнать это.