Цели:
- знакомство со школой, школьными атрибутами через сказку;
- развитие интереса к школе;
- расширение социальных представлений детей о школе;
- формирование положительного образа школы;
- развитие экспрессивной грамотности детей через исполнение этюдов и наблюдение эмоциональной экспрессии у других детей.
Ход занятия:
(Все приветствуют друг друга.)
Педагог:
Дети, мы сегодня отправляемся в сказку. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы, послушав его, узнаете, о чем будет эта сказка.
Мы заходим в первый раз
В наш просторный светлый класс.
Ровно выстроились парты,
Всюду книги, всюду карты.
Все здесь для ученика:
Стенды, глобус и доска.
Мы пришли сюда учиться,
И сияют наши лица.
Ну, смелей, заходим в класс!
Он уже заждался нас.
Да, это сказка о школе. Жил-был Ежик. Он был маленький,
кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными
глазками-пуговками. На спине у него были самые настоящие колючки. Но он
был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе. Да, в самой
обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. А
кто такой учитель?
Упражнение "Что такое школа?"
Педагог задает детям вопросы:
- Что вы знаете о школе?
- Какой праздник бывает 1 сентября?
- Хотите ли вы пойти в школу?
Педагог:
Как Ежик сюда попал, он и сам не знал: может быть, какой-то школьник
принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в
школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, знал
теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки. Очень ему нравилось, как
проходили уроки. Вместе с детьми он учился читать, писать, считать,
изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им
казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...
Упражнение "Самое-самое в школе"
(Дети придумывают, что в школе самое интересное, скучное, радостное, трудное.)
Педагог: И мечтал Ежик о том, что, когда
вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему,
что умеет и чему научился сам у людей в школе.
И вот он стал взрослым, и пришла пора
осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в
которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята.
Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников.
Развивающая игра "Школьные принадлежности"
(Ребятам нужно вспомнить школьные принадлежности и изобразить их.)
Педагог: В светлой комнате стояли столы,
стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж
принес учебники – книжки с картинками, которые помогут научить писать,
считать. Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.
– Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил у Сороки Сторож-Крот.
– Ведь в школе не играют, а учатся!
Сорока важно ответила:
– Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
– А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! – удивился Крот.
– Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок – значит, пора на урок.
А если на уроке звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала Сорока.
– Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то,
услышав звонок, побегут на урок?
– Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока,
– ответила Сорока.
– Это верно! – подхватил Еж. – Именно так делают настоящие школьники.
– Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот.
– Придут в школу и узнают! – вновь затрещала Сорока.
– Да, – подтвердил Еж, – узнают, как стать школьником, как правильно писать,
считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании
первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели
своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.
– Пора, пора! – объявляет всему лесу клен.
– В школу, в школу! – шепчет березка.
(Рисование "Каким я вижу себя в школе".)
(Ритуал прощания со сказкой.)
Занятие "Школьные правила"
Цели:
- снижение школьной тревожности;
- формирование позитивной модели поведения в реальной жизни;
- повышение работоспособности, сплоченности группы;
- регламентирование работы на основе добровольного принятия обязательств.
Материал к занятию: сказка М.А. Панфиловой "Создание лесной школы", листы, простые карандаши по количеству детей.
Ход занятия:
(Приветствие "Добрый клубок". Дети встают в круг и передают по кругу
клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку,
стоящему слева.)
Развивающее упражнение "Лесные герои"
(Ребятам нужно вспомнить, какие животные присутствуют в сказке.)
Упражнение "Мои школьные трудности"
Педагог задает детям вопросы:
- Что может быть трудным в школе?
- Что может расстроить в школе?
Педагог: Сегодня мы продолжаем знакомиться со сказкой.
На следующий день наши первоклассники
спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая
события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех
учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались
своему учителю.
– Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! –
сказал Еж. – Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое
правило, кто нам скажет?
Какие правила поведения на занятии вы знаете?
Ответы детей:
- говорить по одному;
- не перебивать того, кто говорит;
- не применять физическую силу;
- никого не дразнить, не оскорблять.
Педагог: А есть и правила поведения в школе.
– Мне мама говорила, – произнесла
Белочка, – что существуют правила питания. Например, когда мы едим, то
надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.
– А мне папа говорил, – продолжал
Волчонок, – что во всем мире живет много правил. Есть правила питания,
есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других
местах.
– "Правило" – значит делать правильно! – подвел итог Медвежонок.
– Молодцы! – похвалил всех учитель. – А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?
– Наверное, можно, но ведь
будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, –улыбаясь, произнес
Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.
– Да, и неприятностей будет много, – согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.
– Неприятности никто не любит, –
подтвердил учитель. – Поэтому и появились правила, чтобы знать, как
лучше жить и со всеми дружить.
– Как у Вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.
– А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?
– Конечно, согласны! – хором ответили ученики.
– Я буду называть правило, а вы будете зарисовывать его.
– Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым
и друг другу.
– Готово! – обрадовался Лисенок. –
В школе "Здравствуй" говорят
И с улыбкой дарят взгляд!
(Зарисовка пиктограмм.)
– Отлично, Лисенок! Второе правило
потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы.
А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около
своей парты.
– Можно я попробую? – предложил Зайчонок. –
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!
(Зарисовка пиктограмм.)
Молодец, Зайчонок!
– Третье правило: чтобы узнать новое и
многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют
требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только
шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
– Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, – проворчал Медвежонок. –
Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
Если хочешь отвечать или важное сказать.
(Зарисовка пиктограмм.)
– Очень хорошо, Медвежонок!
– Правило четвертое: когда отвечает
ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ,
сам учится думать.
– Это легко! – воскликнул Волчонок. –
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.
(Зарисовка пиктограмм.)
– Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете. Еще попробуем?
– Правило пятое, оно уже вам знакомо:
играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и
товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о
порядке на парте.
– Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка. –
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!
– Да, замечательно! Я думаю, что вам
будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим
сложным заданием, – порадовался за своих учеников Еж. – Эти пять правил
мы запомним, существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь
позже. Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять
учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без
родителей. Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за
столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи
вам, ребята!
Речедвигательная игра "Ежик"
Педагог: По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях – перед грудью,
кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях,
делают мелкие частые шажки.)
Педагог: Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок.
Ощетинит еж иголки –
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!
(Дети встают и продолжают топать по дорожке.)
(Прощание со сказкой и друг с другом.) |