Программное содержание: познакомить детей с особенностями
жизни леса в весенний период: становится теплее, снег тает, образуется много
воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и
кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха; формировать
реалистические представления о жизни лесных животных: от спячки просыпается
еж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют — меняют шерсть (заяц
становится серым, а белка — рыжей); все звери выводят потомство (зайчат,
бельчат, медвежат, волчат, лисят), птицы поют, строят гнезда; в весеннем лесу
светло, красиво, пахнет молодой зеленью; учить детей поддерживать воображаемую
ситуацию.
Материал: картины из серии С. Н. Николаевой, Н. Н.
Мешковой «Картины из жизни диких животных» (М., 1990): «Заяц на лежке», «Белки
строят гнезда», «Семья волков летом» , «Медведи весной», «Семья ежей»; кукла
Красная Шапочка; грамзапись с пением птиц; самодельные игрушки: бинокли,
фотоаппараты, подзорные трубы.
Просторное помещение оформляется «под лес»: в разных
местах воспитатель расставляет елочки, пеньки, деревца со светло-зеленой
листвой, на большом расстоянии одну от другой размещает картины с
изображениями лесных животных. Кое-где ставит горшочки с выкопанными на участке
кустиками мать-и-мачехи, крапивы.
Ход занятия
В группе появляется Красная Шапочка и предлагает детям
снова пойти в лес, чтобы выяснить, может ли она снова ходить в гости к бабушке.
Воспитатель вводит детей в воображаемую игровую ситуацию
«прогулки в лес»: просит одеться, взять с собой бинокли, подзорные трубы,
фотоаппараты, чтобы издали наблюдать за лесными зверями, напоминает главные
правила поведения в лесу: идти осторожно и тихо, чтобы не спугнуть животных,
слушать пение птиц, замечать интересные явления.
На протяжении всей прогулки воспитатель постоянно поддерживает
воображаемую ситуацию, разговаривает с куклой, вводит рассказы о животных,
рассматривание картин в «естественные» встречи с лесными обитателями.
Например: «Дети, тихо, я, кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вон
туда, в просвет между деревьями. И ты, Красная Шапочка, всмотрись — ведь скоро
ты пойдешь к бабушке, тебе надо знать, кто живет в лесу. Правда ли, что там
семья бурых медведей? Давайте притаимся — присядем на корточки и понаблюдаем за
ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они делают. Правильно, там
медведица с двумя медвежатами. Они недавно вылезли из берлоги! Помните, мы их
берлогу встречали в зимнем лесу? Тогда они спали под снегом. Медвежата там и
родились зимой. Видите, какие они маленькие! Что же делает медведица-мать и что
делают медвежата? Я вам скажу: медведица трется спиной о дерево. Она сейчас
линяет — старая густая шерсть у нее выпадает. К лету у медведицы вырастет
редкая шерсть, чтобы ей не было жарко. Спина у нее чешется, вот она и трется о
дерево».
Встреча с белками может быть представлена аналогично:
«Дети, я знаю, что в этом лесу есть белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг
себя в бинокли, подзорные трубы, поищите их на деревьях. Только тихо, не
спугните! (Картина с изображением белок должна стоять где-то наверху, а внизу
могут лежать 2—3 шишки или шелуха от них.) Ребята, я заметила шишки, вполне
возможно, что их семенами питались белки. А вот и они сами: уже полиняли,
рыженькие! Что же белки делают весной в лесу?»
Дети отвечают на вопрос, руководствуясь изображенным
на картине, а воспитатель постоянно дополняет их ответы своим рассказом о том,
как белки строят себе гнездо в дупле дерева или из веток, как выкармливают и
оберегают родившихся бельчат, чем питаются и т. д.
Встреча с ежом начинается с прислушивания к шуршанию,
шороху в кустах. Воспитатель спрашивает у Красной Шапочки, знакомо ли ей такое
шуршание и что оно может означать. Кукла, которая якобы неоднократно видела
ежа, может сама рассказать детям о нем.
Завершая прогулку, воспитатель просит детей
прислушаться к пению птиц. Затем коротко рассказывает об их весенней деятельности.
Хорошие эмоциональные впечатления от занятия могут
побудить дошкольников к самостоятельной игре, поэтому воспитатель вносит в
игровой уголок игрушки, изображающие лесных зверей, и поддерживает игровые
сюжеты, придуманные детьми.
Через
день-другой после
занятия в
свободное время
воспитатель читает рассказ Е. Чарушина «Про зайчат».
Е. Чарушин
Про зайчат
(В сокращении)
Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит:
— Папа, отдай кроликов! Папа, отдай кроликов!
А я не понимаю, каких кроликов ему отдать. И отдавать
я никого не собираюсь, и кроликов у меня нет.
— Да что ты, Никитушка,— говорю,— что с тобой?
А Никита прямо плачет: отдай да отдай ему кроликов.
Тут пришла мама и все мне рассказала. Оказывается,
деревенские ребята принесли с лугов двух зайчат: они их на сенокосе поймали. А
Никита все перепутал. Надо было сказать: «Возьми зайчат», а он говорит: «Отдай
кроликов».
Взяли мы зайчат, стали они у нас жить.
Ну и славные были зайчата! Этакие мохнатые шарики! Уши
врозь, глаза коричневые, большие. А лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в
валеночках ходят.
Захотели мы зайчат покормить. Дали им травы — не едят.
Налили молока в блюдце— и молоко не пьют... Сыты, что ли?
А спустили их на пол — они шагу никому не дают
ступить. Прямо наскакивают на ноги. Тычутся мордочками в сапоги и лижут их...
Должно быть, ищут мать-зайчиху.
Видно, голодные, а есть не умеют. Сосунки еще.
Как же нам накормить зайчат? Ведь они, бедняги, умрут
с голоду.
Думали мы, думали и придумали, наконец. Пошли мы
искать им кормилицу-кошку. Она сама к нам пришла. А пришла потому, что котят
искала. У нее котята умерли, а она по всей деревне ходила да искала их...
Мы накормили ее, напоили, уложили на подоконник и
принесли к ней зайчат. Сперва одного зайчонка, потом и другого.
Сунулись к ней зайчата и сразу присосались, даже
зачмокали — нашли молоко!
А кошка сначала задергалась, забеспокоилась, а потом
вылизывать их стала — и даже песенку замурлыкала. Значит, все в порядке. Много
дней кормила кошка зайчат.
Лежит с ними на подоконнике, а народ останавливается у
окошка, смотрит:
— Вот так чудо, кошка зайцев кормит!
Потом зайчата подросли, научились сами есть траву и
убежали в лес. Им там вольнее жить.
А кошка завела себе настоящих котят.
Воспитатель просит детей вспомнить, как в начале года
им читали рассказ Евгения Ивановича Чарушина про Никиту-охотника, как они
играли в этот рассказ. Говорит, что рассказ «Про зайчат» — это тоже про сына писателя
Никиту.
Воспитатель поясняет: зайчат действительно можно
встретить в лесу, на опушке — ведь зайчихи не делают никаких гнезд, не живут в
норе. Зайчат они родят и оставляют прямо в траве под кустом. Накормят их и
убегают. Зайчатки сидят тихо, пока какая-нибудь зайчиха опять рядом не пробежит
и не покормит их.
В дальнейшем воспитатель может прочитать детям и
другие рассказы Е. Чарушина: «Волчишко», «Медвежонок», «Лисята», «Медвежата». |