Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах; учить выполнять дымковскую роспись. Планируемые результаты: может поддерживать беседу о временах года, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при прочтении стихотворений С. Есенина, Ф. Тютчева и прослушивании музыкального произведения «Играем в снежки» Т. Ломовой; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование книжной закладки с приемами дымковской росписи). Материалы и оборудование: рисунки, на которых изображены деревья и кустарники без листьев; хвойные деревья; следы на снегу; заяц, грызущий осину; тетерева на березе; куропатки в кустарнике тянутся к почкам; пословицы о зиме; дымковские игрушки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя. - Отгадайте загадку: Снег на полях, Лед на реках, Ветер гуляет. Когда это бывает? - Сегодня мы отправимся в путешествие в зимний лес. Когда зима приходит в наши края? 2. Заочная экскурсия «Приметы зимы». - В этот день снег ложится на землю, и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме Петр Андреевич Вяземский: Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи. Здравствуй, русская молодка Раскрасавица-душа, Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка-зима! - Как поэт называет зиму? - Что изменилось в природе с ее приходом? - Назовите признаки зимы: 1. Стало холодно. 2. Снеговой покров. 3. Замерзание почвы и водоемов, 4. Дни короткие, ночи длинные. 5. Стало мало птиц, исчезли насекомые. 6. Растения спят. 7. Некоторые животные меняют окраску. - Как изменилась температура воздуха с приходом зимы? - Погода стала только морозной? - Бывают ли зимой потепления? - Как они называются? Оттепель - это кратковременное потепление зимой. Изморозь - белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев. - Какое небо зимой? (Серое зимнее. Красивых летних облаков на небе не увидишь.) - Какими стали осадки зимой по сравнению с осенними дождями? (Зимой осадки выпадают только твердые: снег, крупа, изморозь.) - Что произошло с почвой зимой? - Какие изменения произошли с водой в водоемах? - Какова продолжительность дня и ночи? - А как зимой изменилась жизнь животных? (Стало намного меньше птиц, нет вовсе насе¬комых. Некоторые животные надели зимнюю одежду. Заяц стал белым, белка - серой.) Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней... С. А. Есенин - Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов? (Все растения спят, или, как говорят ботаники, находятся в глубоком покое. Даже если в нача¬ле зимы внести в комнату веточку березы или тополя и поставить в воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит.) - Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы? (Изменения в природе происходят в связи с изменениями температуры — наличием малого количества солнечного тепла.) - Можно с уверенностью сказать, что зима - это волшебное время года. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. - А теперь послушаем стихи о зиме других русских поэтов. Внимательно слушайте и обдумывайте ответы на вопросы: какими словами поэты называют приход зимы в природе, как называют саму зиму? Чтение стихотворений детьми. Чародейкою зимою Околдован лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит. Ф. И. Тютчев Заколдован невидимкой, Дремлет лее под сказку сна, Словно белою косынкой, Подвязалася сосна... Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка... А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна... С. А. Есенин - Что такое метель? Метель - сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. - Как ведут себя зима и метелица? - А знаете ли вы, какой у зимы дом? - Какие половицы, поговорки, загадки о зиме вы знаете? • Декабрь год кончает, зиму начинает. • В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. • Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает. • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным и шапку снимает. • Мороз железо рвет и на лету птицу бьет. • Скатерть бела, весь свет одела.
- Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег - это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким темным и мрачным, как поздней осенью. - Рассмотрите рисунки. На них - зима. Какие бывают снегопады? Что такое сугроб? - Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины. Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несется по воздуху. Он задерживается около преград - домов, деревьев, камней и т. п. и наметает сугробы. Очень сильный ветер несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют метелью. 3. Музыкально-игровое творчество «Играем в снежки» (муз. Т. Ломовой). 4. Приемы дымковской росписи. - В долгие зимние вечера на Руси люди изготовляли народные игрушки. У всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них - дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. - Рассмотрите дымковские игрушки и послушайте стихотворения про село Дымково. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости Гремящей, как басы! В. Фофанов Деревня Дымково, Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали, И село большое Дымково назвали. Народное творчество - В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим. - Рассмотрите дымковские игрушки и иллюстрации «Олень», «Индюк», «Барышня», «Конь». У этого оленя золотые рога. Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень. Краше всех индюк. Вот индюк нарядный. Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост — Точно солнечный цветок, Да алеет гребешок. - Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд. Народное творчество - Даже кони приобрели яркий наряд. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. Народное творчество - Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.) - Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой.) - А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит - вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия. - Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? - Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? - Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.) - Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково? - Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз - когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них детворой - это свистульки. - Рассмотрите игрушки-свистульки. Вятка вздрогнула от свиста, Всяк свисток к губам прижал. И пошла базаром сказка - Родился в веселый час Вятский праздник - «Свистопляска», Город весь пустился в пляс! Народное творчество - Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Барашек-свисток. Левый рог - завиток, Правый рог - завиток, На груди - цветок. Народное творчество - Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. Демонстрируются игрушки «Дама с собачкой», «Водоноска». Дети рассматривают и описывают каждую игрушку вместе с воспитателем. - После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами. - Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.) Кружочки, клеточки, полоски - Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. Народное творчество - Давайте выполним на закладке приемы дымковской росписи. 5. Рефлексия. - А теперь рассмотрим выставку из наших работ и выберем самые выразительные. Какие работы самые аккуратные?