Цель: вызвать у младших дошкольников
интерес к теме изображения; формировать навыки последовательного выполнения
аппликационной работы, используя нетрадиционный материал; воспитывать
эмоционально- отзывчивое отношение к изображаемому образу живой природы.
Задачи
* обучающие:
- продолжать формировать представления о внешнем виде
растения (кактус), обращая внимание детей на то, что каждое живое существо
неповторимо;
- способствовать дальнейшему освоению технических приемов
и навыков в аппликации: совершенствовать прием «скатывания» бумажных салфеток,
продолжать знакомить со способом наклеивания путем обмакивания в клей,
использовать нетрадиционный материал (макароны) для более точной передачи
образа;
- формировать навыки разгадывания загадки с опорой на
картинки-схемы.
* развивающие:
- способствовать развитию наглядно- образного мышления,
умению сравнивать неоднородные предметы по форме;
- развивать мелкую
моторику руки;
- содействовать развитию у детей перцептивных навыков
(обследование кактуса);
- создавать условия для развития творческих проявлений в
выборе способа построения композиции.
* воспитательные:
- воспитывать интерес к объекту живой природы, желание
познавать его;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к объекту живой
природы.
Оборудование и
материал: цветная
коробка, магнитофон, платок, кактус, мольберт, карточки – схемы признаков объекта,
опорные картинки для составления загадки, разрезные картинки для дидактической
игры «Найди по форме», модуль окна, горшочки – кашпо с контурными силуэтами
кактусов (плоскостные), бумажные салфетки желтого, голубого цветов и зеленого
цвета нескольких оттенков 5х5 см., макароны остроконечной формы, окрашенные цветной
темперой, клей ПВА, тканевые салфетки, цветы, вырезанные из цветной
гофрированной бумаги.
Предварительная
работа: рассматривание
кактуса, фотооткрыток с изображением кактусов, беседа с детьми «Колючее чудо»,
изготовление горшков- кашпо из цветного соленого теста, чтение философской
сказки М. Скребцовой «Цветок кактуса» (сокращенный адаптированный вариант).
Ход занятия
I Организационный момент
Дети под музыку заходят в группу.
Воспитатель: В круг зову ребят всех встать!
Будем весело играть!
Улыбнемся, повернемся,
В круг волшебный соберемся!
/Дети и воспитатель становятся в круг/
II Эмоциональный настрой
Воспитатель: Ребята, поприветствуйте друг
друга глазками, улыбками, ладошками. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня
пришло! Давайте мы и их поприветствуем так,
как вам больше всего нравится (ладошками, словами, улыбками…).
III Введение в тему
/Обращаю внимание детей на необычную коробку/
Воспитатель: Интересно, что же в ней лежит?
/Дети высказывают свои предположения/
Воспитатель: Чтобы узнать, что лежит в коробке
- надо отгадать загадку.
/Воспитатель подходит к магнитной доске. Дети садятся на
стульчики напротив/
Воспитатель: Что бывает колючим?
Дети: елка, гвозди, иголка, колючка, ежик.
/Контрольный ответ – ежик. Воспитатель прикрепляет
картинку ежика/
Воспитатель: Пусть сегодня это будет ежик.
Воспитатель: Что бывает зеленым?
Дети: огурец, лягушка, карандаш,
трава
/ Контрольный ответ – елка. Воспитатель прикрепляет
картинку елки/
Воспитатель: Сегодня мы выберем елку.
Воспитатель: Что растет в цветочном
горшке?
Дети: фиалка, растение, папоротник.
/Контрольный ответ – фикус. Воспитатель прикрепляет
картинку фикуса/ Воспитатель:
Пусть это будет фикус.
Воспитатель: Кто любит солнышко?
Дети: цветы, животные, деревья.
/Контрольный ответ – дети. Воспитатель прикрепляет
картинку с изображением детей/
Воспитатель: Выберем ответ Стаса - дети.
Воспитатель: Теперь попробуйте отгадать, что же
лежит в коробке:
Колючий,
но не ежик,
Зеленый, но не елка,
Растет в
цветочном горшке, но не фикус,
Очень
любит солнышко, но не дети?
/Контрольный ответ – кактус. Воспитатель открывает коробку,
достает оттуда кактус и размещает его на модуле – окне/
Воспитатель: Верно, ребята, вы отгадали. Это
кактус. Гость наш очень необычный: его нельзя трогать руками. А как вы думаете,
почему?
Дети: У него есть колючки и можно
уколоться.
IV Дидактическая игра «Найди по
форме»
Воспитатель: Помимо кактуса, в коробке
оказались фотографии его друзей, которые живут далеко-далеко отсюда, в жаркой
далекой Африке. Все кактусы разной формы. Давайте мы постараемся найти те
фигуры, на которые похож каждый из кактусов.
/Воспитатель раздает каждому ребенку по картинке с
изображением кактуса и обращает внимание детей на пол, где размещены различные
фигуры. Ребенок находит на полу ту фигуру, которой соответствует изображение на
картинке./
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кактус,
посмотри, как ребята умело справились с заданием.
/После игры ребята складывают картинки обратно в коробку
и размещаются возле модуля- окна./
V Беседа с детьми
Воспитатель: Ребята, посмотрите на кактус и
скажите, чем же он отличается от других растений, чем же он особенный? Какого он
цвета? А что растет у кактуса на стебле? Что есть еще у кактуса, кроме колючек?
В чем растет кактус?
/Дети отвечают на вопросы, перечисляя основные
характеристики кактуса. Воспитатель крепит карты-схемы на магнитную доску/.
Воспитатель: Ребята, что-то кактус наш
загрустил. Почему кактусу может быть грустно?
/Дети: потому, что он колючий, ему холодно, у него нет
друзей/
Воспитатель: Давайте расскажем и покажем кактусу
веселое стихотворение!
VI Двигательный этюд с бумажными салфетками
/Детям предлагается бумажная салфетка, понравившегося
цвета. Воспитатель вместе с детьми выполняют движения в соответствии с текстом/
Есть салфеточки у нас:
Спрятались – не видно глаз!
/Дети двумя руками прикрывают лицо салфеткой/
На головку их положим,
И тихонько, чуть дыша,
Как мышата ходить можем
На носочках, не спеша.
/Дети кладут салфетку на голову и перемещаются на
носочках/
А теперь помашем ими,
Будто жарко стало нам.
/Имитация движений веера/
Вверх их ручками поднимем
И помашем теперь там.
/Махи руками над головой/
Яркие салфетки наши
Стали бабочками вдруг!
/Дети кладут салфетки на ладошки и сдувают/
Как мышата зашуршали,
Зашуршали, зашуршали.
/ «Шуршание» салфетками в руках/
И пропали с наших рук.
/Дети прячут салфетки за спину/
Ну, а если их помять,
Можно с ними поиграть!
/Дети сминают салфетку в комок и подбрасывают их вверх/
/После игры воспитатель предлагает собрать салфетки в
корзину/
VII Аппликационная деятельность с использованием нетрадиционного материала
Воспитатель: Что- что ты хочешь нам сказать,
кактус? Дети, кактусу действительно грустно одному на окошке. А, может, нам сделать ему много кактусов-друзей? Только кактусы наши будут необычные: мы
сделаем их из салфеток, и посадим в горшки, которые делами с вами на предыдущем
занятии.
/Воспитатель предлагает детям сесть за столы, где
размещены лотки с нарезанными бумажными салфетками, блюдца с клеем, макароны,
силуэты кактусов, тканевые салфетки/
Воспитатель: Из бумажных салфеток мы будем делать
горошины-пупырышки. Пальчиками скручиваем салфетку в маленькую горошину и
кладем в тарелочку. С их помощью мы сделаем кактус зеленым. Как много у нас
стало горошин! Теперь будем брать по одной, слегка обмакиваем в клей и
прикладывать на кактус.
/Воспитатель демонстрирует выполнение/
Воспитатель: А колючками для наших кактусов
послужат…
Дети: Макароны!
Воспитатель: А как вы думаете, почему макароны?
Дети: Они острые, совсем как колючки у
кактуса.
Воспитатель: Слегка обмакнем «колючку» в клей и приложим к кактусу.
/Демонстрация выполнения/
Воспитатель: Наш кактус стал зеленым и колючим.
Украсим его красивым цветком.
А теперь, ребята,
давайте делать зеленых друзей для кактуса!
/Дети приступают к изготовлению/
/На протяжении аппликационной деятельности звучит фоновая
музыка. По окончанию работы воспитатель предлагает детям разместить кактусы на
модуле-окошке/
VIII Итог занятия
Воспитатель: Молодцы! Вы очень постарались и
теперь кактусу весело! С ним на окошке теперь много друзей, таких же зеленых и
колючих, как он!
IX Рефлексия
Воспитатель: Кактусу стало весело. Давайте и
мы с вами улыбнемся кактусу, а теперь улыбнемся друг другу, нашим гостям. Если
вам понравилась наша работа на занятии,
то давайте похлопаем в ладоши!
ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА «ЦВЕТОК КАКТУСА»
Мария Скребцова
(адаптированный
вариант для дошкольного возраста)
Жила-была в
пустыне семья кактусов. Однажды в ней родился еще один маленький кактус.
Родители воспитывали своих детей очень строго. Они давали им только одну
капельку воды в неделю. Поэтому кактусы выросли выносливыми и молчаливыми. Они
никогда не задавали никаких вопросов. И только малыш-кактус был очень любопытным.
Он все время задавал разные вопросы. «Можно ли утонуть в песке?, - спрашивал
он. - А небо – это тоже песок? Почему так редко идет дождь? Ведь всем растениям
так нужна вода! И почему я такой колючий и некрасивый?»
Но мать
сердилась на него и ворчала: «Ты задаешь слишком много вопросов. Ты должен
молчать и терпеть, как мы». Но маленький кактус не хотел молчать и продолжал
задавать вопросы пескам, звездам, ветру. «На все твои вопросы тебе могут
ответить только люди, - говорили звезды. - Но они не любят таких колючих, как
ты. Ты можешь им сделать больно».
«Ах, - думал
малыш-кактус, - как бы я хотел быть
вместе с людьми!»
Однажды утром
в пустыне появились люди. Они удивлялись, как много здесь кактусов, какие же
они колючие! Их нельзя даже потрогать! Малыш-кактус ждал, что к нему подойдут
люди и он задаст им свои вопросы, но к
нему никто так и не подошел. От горя он
заплакал и слезы выступили через густые колючки. «Смотрите-ка, плачущий кактус!
- заметил один из людей и прикоснулся к нему. - Ой, да он же совсем не колется!
А какой у него расцвел прекрасный цветок! Как он дивно пахнет! Это просто чудо!
Давайте возьмем его с собой!».
С тех пор
малыш-кактус живет в цветочном горшке на солнечном подоконнике и с
удовольствием слушает все, о чем рассказывает его хозяин.
|