Виды детской деятельности: игровая, продуктивная,
коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Цели: познакомить детей с особенностями природы Крайнего
Севера Земли; воспитывать бережное отношение к природе; учить детей изображать
несложный сюжет; закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму,
пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног; упражнять в
рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками).
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу о
природе, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые
пояснения; выражает положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при
прослушивании музыкального произведения «Кто по лесу идет?» Л. Н. Комиссаровой,
Э. П. Костиной; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование
фигуры человека).
Материалы и оборудование: гуашь, альбомные листы;
картины, фотографии растений и животных Крайнего Севера.
Содержание организованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
- Ребята, почтальон Печкин принес нам музыкальное письмо.
Давайте его послушаем.
Звучит музыка.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Мы отправимся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда!
- Сегодня наша научная экспедиция отправляется на Крайний
Север Земли. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые
снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика - на
севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно
не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от
снега. Самое холодное место планеты - Антарктида, закованный в лёд материк на
Южном полюсе, Но наш путь сегодня лежит в Арктику — центральную часть
Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.
2. Беседа о природе Крайнего Севера Земли.
- Как вы представляете себе Арктику?
- Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в
этой зоне?
- Где находится Крайний Север?
- Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?
- Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?
- Отгадайте загадку:
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет. (Северное сияние.)
- Какие растения могут быть в полярных районах? Почему?
- Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так
думаете?
- В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами,
короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими
льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.
- Посмотрите на рисунок «Природа Крайнего Севера». Какие
растения могут здесь расти?
- Почему?
- Из растений на скалистых островах могут расти редкие
травы, мхи, лишайники; кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно,
нет почвы. Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки,
ветреницы. В защищенных местах можно увидеть редкие, стелющиеся и
прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного
перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи
под снегом. 
Педагог показывает
фотографии и рассказывает о животном мире полярных районов Земли.
- Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого
нельзя увидеть - холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу.
Летом же океан преображается - льды отступают от берегов. В водах океана
появляется много рыб (камбала, треска, сельдь, морской окунь).
Рыбой кормятся тюлени - морские животные, которые отлично
плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с
короткой шерстью. Размеры тюленей до 1,5-2 м, а вес 250-300 кг.
Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на
суше, так как дышат воздухом.
Морж - крупное морское животное длиной до 3—4 м и весом
до 800-1000 кг. Имеют клыки длиной 40—50 см из очень прочной кости. Клыками
морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки - оружие защиты, они же
помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3-4 см толщины. Ласты
помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но
отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на
спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.
Белый медведь — крупное красивое животное до 800 кг
весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и
покрыты шерстью. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по
запаху, приносимому ветром. Белый медведь занесён в Красную книгу.
- Давайте движениями изобразим белого медведя.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись. 
Птицы - весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают
и вьют гнёзда массы перелётных птиц, но это морские птицы: частики, тупики,
гагары, кайры, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы
хорошо плавают даже под водой, кроме этого они отличные ныряльщики. Гнёзда же
делают самые простые — из камешков, в расщелинах скал и даже просто на камнях,
потому, что гнёзда делать не из чего. Тупики крепким клювом выбивают в глиняных
островах длинные норы, где гнездятся и прячутся. При наступлении зимы, когда
океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую воду и пищу в ней,
они улетают на юг.
На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из
трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Животный мир Арктики
удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно
связаны с ним.
3. Работа над развитием музыкальных навыков. «Кто по лесу
идет?» (Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной).
4. Рисование фигуры человека: «Дети гуляют зимой на
участке».
- Расскажите, как вы гуляете на участке детского сада.
- В какие игры вы играете зимой? Какие движения вы
выполняете во время прогулки? (Везем
санки, лепим снежок, ловим снежинки, протянул руку за лопаткой.)
- Давайте на белой бумаге, которая изображает снег,
нарисуем фигуры гуляющих детей. Затем прорисуем черным и коричневым цветом
веточки кустарников, ствол и ветки деревьев.
5. Рефлексия.
- Давайте рассмотрим рисунки и выберем наиболее
выразительные. |