ЗИМНИЕ ПРИМЕТЫ (интегрированное занятие по природе и развитию речи)
12.05.2011, 09:46
Вопросы к беседе
• Назови зимние месяцы, из первых букв их названий составь
«зимнее слово».
• Назови первые признаки зимы. Когда мы говорим: «Вот
и наступила зима!»?
• Объясни, почему зимой так холодно? Близки или далеки
зимой Земля и Солнце? Много ли солнечного тепла попадает на Землю зимой?
• Почему зимой дни становятся короче, а ночи -
длиннее?
• Что такое снег? Почему зимой идет снег, а не дождь?
• Растут ли зимой деревья? Как ты думаешь, почему?
• а какие вообще условия необходимы для роста
растений? Есть ли эти условия зимой?
• Как ты думаешь, в чем смысл пословицы «В зимний
холод всякий молод»? Что означают эти слова?
• а что означает поговорка «Мороз не велик, да стоять
не велит»?
• а какие ты знаешь пословицы и поговорки о зиме?
• Какие ты знаешь зимние виды спорта? А какими из них
ты сам любишь заниматься?
- Игра -
Сюжетно-ролевые игры «Телевизионный репортаж о приходе
зимы в наш город»
Цели:
• Закреплять темы «Зима» и «Телевидение»
• Учить детей самостоятельно создавать и видоизменять
игровую среду
• Закреплять в игре взаимоотношения между детьми, укреплять
переживания, чувства, стремление к общению
• Активизировать словарный запас по теме «Зима»
«На улицах зимнего города»
Обыгрываем постройки из конструктора, закрепляем профессиональные
действия рабочих по уборке снега с улиц
Строительная игра «Снегоуборочные машины»
Цель. Развитие навыков коллективной работы с конструктором;
поощрение самостоятельных конструктивных решений
Дидактические игры
«Придумай предложение»: для развития быстроты мышления
и речевой активности
«Звук потерялся»: для развития активного внимания и фонематического
слуха
«Буквы алфавита»: для развития произвольного внимания,
умения находить звук в слове
«Укрась слово»: для развития образного мышления,
творческого воображения, активизации словаря, ассоциативного процесса
«Зеркала»: для развития наблюдательности и коммуникативных
способностей
«Что изменилось?»: для тренировки наблюдательности,
развития зрительной памяти
Почему наступает зима?
Почему наступает зима? Дети еще не знакомы с понятием
полушарий Земли, а также с тем фактом, что земная ось наклонена под
определенным углом по отношению к Солнцу.
Именно это вызывает смену времен года: в том
полушарии, которое наклонено к Солнцу, стоит лето, а в противоположном - зима.
В зависимости от уровня развития детей можно наглядно продемонстрировать им эту
модель и объяснить причину смены времен года или предложить им несколько упрощенную
трактовку этих фактов: Земля, наша планета, в зимнее время года наиболее
удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а следовательно, тепла и
света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Почему зимой идет снег?
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами уже говорили, что
одна из основных примет зимы - с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой
идет снег, а не дождь?
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им послушать
рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки».
ЛЕТЯТ СНЕЖНЫЕ ПУШИНКИ
Пришла зима.
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее
другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот
тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как
образуются снежинки.
Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко
в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки
опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной
пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью
пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на
землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые
цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки
скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает
крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если
нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала
бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются
звездочки и лучи.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно
становится плотным.
А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает
о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда
после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она
называется настом.
В такое время многим животным тяжело передвигаться по
снегу и добывать корм. Лоси, олени, козы с трудом выкапывают из-под наста мох
и листья, острой коркой снега режут ноги. Зато зайчишке раздолье! Он и по
рыхлому снегу летит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту
мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
В. Архангельский
Беседа с детьми о содержании прочитанного рассказа
• О каких же снежных пушинках идет речь в рассказе?
• Давайте вспомним, какие образные выражения использовал
автор для описания снежинок? («цветок с шестью лепестками», «звездочка с
шестью лучами»)
• Как же образуются снежинки? Откуда они берутся?
• Почему хрустит снег под ногами?
• Почему образуется наст?
• Как образно говорит автор о беге зайца по насту?
(«бежит, как по паркету», «летит, как в валенках»)
• А кому трудно передвигаться по насту? Почему?
Часть 5 Придумывание сказки
Воспитатель: Ребята, на прогулке вы не раз видели, как
падает снег. Снежинки долго кружатся в воздухе, прежде чем упасть на землю.
Снежинки танцуют то быстрее, то медленнее. Кажется, что ветер забавляется с
ними, играет. Давайте придумаем сказку «Танец снежинок». Постарайтесь, чтобы
сказка получилась красивая и нежная.
Воспитатель помогает детям, задавая вопросы, следя за
тем, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии. Лучшие детские сказки
воспитатель записывает в специальный альбом.