Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 29.05.2024, 15:01

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ [387]
ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ [137]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМИ [221]
ВАЛЕОЛОГИЯ [95]
ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [280]
ОБЖ [89]
ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ [228]
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [27]
АЗБУКА ОБЩЕНИЯ [16]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [37]
ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ ДЛЯ АДАПТАЦИИ В ДОУ [17]
Главная » Файлы » РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ » КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Зимний лес. Уроки Лесовичка (занятие по развитию элементарных математических представлений и экологии)
12.05.2011, 19:20

Занятие из цикла «Математика + Экология». Этот цикл объединен одним общим героем - Лесовичком, который со­провождает детей по лесу, помогает им подметить сезонные изменения в природе, в жизни леса. Лесовичок впервые встре­чается с детьми осенью, затем последуют весенняя и летняя встречи.

На данном занятии предусмотрена в основном подгрупповая, командная работа детей. Она имеет своей целью фор­мирование таких социальных навыков, как умение договари­ваться, сотрудничать, работать в коллективе.

В занятие включены и элементы соревновательности - за каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце занятия фишки подсчитываются и подводятся итоги. На заня­тии оценивается именно коллективная работа детей, подчер­кивается, что ее результативность зависит от умения детей со­трудничать, достигать взаимопонимания.

Цели

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в при­роде

Закреплять навыки счета до 20 и знание натурального ряда чисел

Формировать навыки деления числа 5 на два меньших, знание о составе числа из двух чисел

Развивать внимание и память

Развивать мыслительные операции анализа и синтеза

Развивать творческое воображение, логическое мышление

Развивать приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес

Развивать навыки самостоятельной и коллективной ра­боты

Материалы для занятия

Игрушка Лесовичок

Наборы картинок, иллюстраций, объединенных об­щим сюжетом «Зимний лес»

4 карты-плана на листе бумаги формата А2

Цветные круги для маркировки команд

Образцы следов лесных животных, вырезанные из плотной бумаги или картона

Набор картинок «Дикие животные средней полосы»

Листы бумаги (формат А4) с цепочками следов диких животных

4 круга черного цвета и 4 круга коричневого цвета из плотной бумаги или картона диаметром 10 см

20 кругов серого цвета диаметром 2-3 см

Таблицы (2 строки, 7 столбцов) для записи состава числа 5

Наборы цифр «Учусь считать»

Трафареты, на которых изображены 15 кругов-«бусинок» - по числу детей

Полоски-образцы с пятью кругами основных цве­тов, расположенных в определенной последователь­ности

Данное занятие не требует «стационарной» работы детей за столами. Все его этапы проходят в разных местах группы. Для вводной беседы воспитатель может расположить детей на ковре (сидя или стоя); во второй части занятия дети работают стоя; третья часть предусматривает работу у стола, но не обя­зательно сидя. Таким образом, дети все время находятся в движении. Поэтому на занятии может и не быть традиционно организованной физкультминутки. Решение по этому поводу принимает воспитатель, ориентируясь на состояние детей -проявление признаков утомления, снижения внимания и т.д.

Ход занятия

Почему к нам приходит зима?

Воспитатель: Сегодня, ребята, я пришла в детский сад очень рано. Вы все хорошо помните березку, которая растет у нас на участке? И знаете, что я увидела на ее ветвях? Вот этот странный конверт. На нем написан адрес: «Детский сад, детям группы № 10». Без вас я не стала вскрывать конверт и читать письмо. Хотите, прочтем его вместе?

«Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Лесовичок. Помните, мы встречались в осеннем лесу? Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моем лесу».

Воспитатель: Ну что же, примем приглашение Лесовичка? Тогда давайте для начала вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы?

Воспитатель проводит с детьми короткую беседу, имею­щую своей целью закрепление знаний, полученных на занятии по ознакомлению с окружающим миром. В эту беседу включе­ны следующие темы для обсуждения.

• Почему наступает зима?

• Почему зимой идет снег?

Воспитатель выслушивает отве­ты детей и при необходимости напоминает им, что зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и пре­вращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой - снег.

• Дети формулируют приметы зимы:

- дни короткие, рано темнеет;

- на улице холодно, стоят морозы, выпадает снег;

- прекращается рост растений: деревья стоят голые, без листьев;

- у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят.

Сборы в дорогу

Воспитатель: Собираясь в дорогу, мы должны подумать о том, как правильно одеться для прогулки. Какие предметы одежды нам понадобятся?

Среди называемых детьми предметов зимней одежды вос­питатель выделяет варежки.

Воспитатель: Поговорим подробнее о варежках. Вот здесь, на доске, у меня прикреплены самые разные рукавички. И на столе тоже разложены рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, кото­рая понравится. Затем на столе вы найдете пару к выбранной рукавичке.

Итак, дети должны найти среди разложенных на столе рукавичек парные к прикрепленным на доске. Чтобы обеспе­чить детям свободу выбора и избежать ссор из-за приглянув­шейся рукавички, на доску следует прикрепить больше варе­жек, чем детей в группе. При подборе парных рукавичек со­здается проблемная ситуация: иногда прикрепленной на дос­ке варежке по рисунку подходят сразу две варежки из разло­женных на столе - правая и левая. Делая выбор, дети долж­ны обратить на это внимание и обосновать правильность своих действий.

После этого проходит разделение детей на 4 команды. Количество детей в них должно быть примерно одинаковым.

Воспитатель: А теперь к столу, на котором лежит синий круг, подойдут те дети, у которых варежки с синим узором. Ваша команда будет называться синей, и работать вы будете именно за этим столом. Стол с красным кругом предназначен для детей, у которых варежки с красным узором. Вы образуе­те красную команду. (Аналогично формируются желтая и зе­леная команды.)

Путешествие по карте

Воспитатель: А вот и первые задания для наших команд. Лесовичок оставил для нас 4 фрагмента одной большой кар­ты. На них нарисованы деревья. Каждое дерево имеет свой по­рядковый номер - от 1 до 20. Нужно проложить маршрут от дерева № 1 до дерева № 20, следуя от дерева к дереву по поряд­ку номеров. Затем один из вас рассказывает, мимо каких дере­вьев проходит маршрут. В том случае, если маршрут проло­жен точно и все деревья названы правильно, карта каждой ко­манды становится частью большой карты, на которой мы уви­дим домик Лесовичка.

Итак, каждой команде предлагается карта формата А2, выполненная на листе тонкого картона (см. стр. 34). Начало маршрута отмечено кружком, цвет которого соответствует названию команды. На карте 20 различных деревьев. Каждое имеет какой-то отличительный признак. Например, на дубе остался желудь, на рябине - красные ягоды, березку мы лег­ко узнаем по белому стволу, на клене - семена-носики, на ольхе - шишки. Отличительным признаком могут служить и оставшиеся на деревьях листочки. Будет просто замечатель­но, если эти отличительные признаки будут не просто нари­сованы, а к карте будут прикреплены настоящие семена, пло­ды растений.

Дети должны четко назвать те признаки, по которым они определили деревья. За правильно и быстро выполненное за­дание команды получают фишки.

Часть 4 Разговор с Лесовичком Развитие пространственных представлений

После того как проложены все маршруты, воспитатель составляет все карты вместе (смотри схему) и в центре поме­щает избушку Лесовичка и большую елку.

Воспитатель: Вот мы и добрались до избушки Лесович­ка. Но его самого что-то не видно. Наверное, ходит где-то по лесу, смотрит за порядком. Посмотрите, какое интересное окошко в избушке Лесовичка! Оно составлено из разноцвет­ных стеклышек. Какой формы все эти стекла? Правильно, тре­угольной. А вы сможете сосчитать, сколько здесь треугольни­ков?

Примечание: В зависимости от уровня развития детей можно предложить разные варианты этого задания.

Самый легкий вариант - первый, с разноцветными тре­угольниками. Дети легко могут подсчитать, что треуголь­ников разного цвета восемь; еще четыре составлены из пар треугольников - оранжевого и синего, синего и красного, красного и голубого, голубого и оранжевого; два треуголь­ника образованы из троек треугольников - синего, красно­го, зеленого и оранжевого, голубого, желтого; еще один большой треугольник в центре образован из шести разно­цветных треугольников оранжевого, синего, красного, голубого, зеленого и синего. Всего получается 15 разных треугольников.

Вариант 2 очень похож на вариант 1, за исключением того, что треугольники не разноцветные, а помеченные разной штриховкой.

Вариант 3 - самый сложный для детей. Треугольники здесь не выделены штриховкой или цветом. Этот вариант предлагается, если у детей достаточно хорошо развиты прост­ранственные представления. Варианты 1 и 2 можно использо­вать также для того, чтобы дети смогли проверить получив­шийся у них результат при работе с вариантом 3.

При оценке выполнения задания учитывается самостоя­тельность детей, количество найденных треугольников, уме­ние прислушиваться к мнению друг друга.

Лесовичок: Я рад, что вы так быстро добрались до моего леса и нашли нужные тропинки. Не правда ли, лес сильно из­менился? Жизнь растений в нем замерла. Зимой они прекра­щают рост и спят, укрытые теплым снежным одеялом. А вы знаете, что деревья тоже могут пострадать от холода, как и люди и животные? Без снежного наряда деревья наверняка по­гибли бы от холода. Поэтому я вас попрошу ходить по лесу осторожно и ни в коем случае не разгребать снег у стволов де­ревьев и не стряхивать его с веток. Но если вы видите, что вет­ви деревьев сильно согнулись от снега, тогда, конечно же, им нужно помочь освободиться от снежного груза.

Составление числа 5 из двух меньших чисел

Воспитатель: А вот под этой елкой живет волчье семей­ство: папа - .. .(воспитатель побуждает к ответу детей).. .волк, мама - ...волчица, дети - ...волчата. У волчицы родилось 5 волчат. В одной норе им было тесно. Тогда папа-волк вырыл еще одну нору-логово. Как вы думаете, каким образом можно разместить 5 волчат в двух норах?

На ваших столах ото два круга - черный и коричневый -это норы, и пять серых кружков - это волчата. Для каждой ко­манды приготовлены также таблица и цифры. Когда вы буде­те размещать волчат в норах, отмечайте это в таблице с помо­щью цифр. Верхняя строка в таблице будет первой (черной) норой, нижняя строка - второй (коричневой) норой.

Воспитатель показывает детям пример. Пусть в первой норе у нас 2 волчонка, тогда во второй будет ...3. Поэтому в верхнюю строку таблицы мы поставим цифру 2, в нижнюю -3.

Детям на работу в подгруппах дается 3-4 минуты.

Затем воспитатель подводит итог, заполняя таблицу, на­рисованную на доске. Он вписывает в нее результаты, полу­ченные детьми, в таком порядке, чтобы дети смогли выделить закономерность: в первой строке таблицы числа увеличива­ются на единицу в каждой следующей клетке, во второй стро­ке они соответственно уменьшаются.

0

1

2

3

4

5

5

4

3

2

1

0

Воспитатель обращает внимание детей на то, что так можно делить не только предметы, количество которых равно 5, но и само число 5.

Воспитатель: Так мы можем разделить не только 5 волчат, или 5 яблок, или 5 игрушек, но и просто число 5. Число 5 мож­но разделить на числа 0 и 5, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1, 5 и 0. Но ес­ли число можно разделить, то его можно и составить. Число 5 мы можем составить из чисел 0 и 5,1 и 4, 2 и З, З и 2, 4 и 1, 5 и 1. Посмотрите еще раз внимательно на эту таблицу и запомните, как можно разделить число 5 на два меньших числа.

Выявление закономерности и продолжение последовательности

Лесовичок: Ребята, я решил устроить новогодний празд­ник для своих лесных зверят. Но для этого нужно украсить ел­ку, хотя бы разноцветными бусами. Помогите мне их сделать.

Воспитатель: На ваших столах лежат бусы. Но все бусин­ки на них белые. Нужно сделать их разноцветными. Вы сдела­ете это с помощью цветных кругов, которые есть на ваших столах. Я буду показывать вам первые пять бусинок, а вы должны составить свои бусы по тому же принципу.

У детей на столах трафареты, на которых нарисованы бу­сы из 15 «бусинок»-кругов и наборы кругов (того же размера, что и «бусинки») четырех основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый. Воспитатель показывает полоски, на которых изображены 5 кругов в определенной последовательности. Полоска показывается на короткое время - 3 секунды. Дети запоминают порядок следования цветов и выкладывают свои бусы по памяти, соблюдая предложенную последователь­ность. Каждый ребенок за правильно выполненное задание получает фишку. Предлагается «собрать» 2-3 нитки бус.

Подведение итогов занятия

Воспитатель предлагает каждой команде посчитать зара­ботанные на занятии фишки, как полученные за коллектив­ную работу, так и те, которыми отмечена индивидуальная ра­бота.

Примеры полосок с разноцветными кругами, которые демонстрирует воспитатель

Можно применить метод «двойной» оценки. Он наиболее психологически оправдан для детей дошкольного возраста. Де­ло в том, что отрицательная оценка деятельности детей, данная воспитателем, обычно воспринимается ими как обида, ранит их. Ребенок воспринимает отрицательное отношение взрослого к результатам своей деятельности как негативное отношение к нему лично. Если же такую оценку дает игрушка, дети относят­ся к ней спокойно, воспринимают ее более объективно.

Поэтому Лесовичок дает общую оценку: «Сегодня вы по­знакомились с зимним лесом, узнали, как зимуют растения и животные, доказали, что вы знаете все приметы зимы». Затем Лесовичок оценивает недостатки в работе детей: «Мне кажет­ся, что Саша сегодня был не очень внимателен, поэтому рабо­та с бусами у него не очень получилась». А воспитатель стара­ется подчеркнуть положительные моменты и указать путь к улучшению результатов: «Лесовичок, дело в том, что для Са­ши сегодня первое занятие после его болезни. Может, поэто­му он не смог сосредоточиться. Я думаю, что если мы с Сашей немного позанимаемся сегодня вечером, то на следующем за­нятии у него будет более хороший результат».

Важно еще отметить, что воспитатель ни в коем случае не должен сравнивать результаты детей между собой. Дети име­ют разные способности, у них разный уровень развития пси­хических функций. Сказать Маше, что она работала лучше, чем Ваня, - значит сказать Ване, что он хуже Маши. Воспита­тель должен подчеркнуть прогресс каждого ребенка: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера».

Очень осторожно нужно подходить к оценке самых спо­собных, одаренных детей. Сказать такому ребенку «Ты моло­дец», «Ты работал лучше всех» - значит положить конец его развитию. Получивший такую оценку ребенок рассуждает примерно так: «Если я уже самый лучший, то зачем стараться и совершенствовать свои результаты?» Для таких детей луч­шей оценкой будет следующая: «Ты сегодня работал хорошо, как всегда. Но ты не помог Свете, это плохо». Таких детей нужно чаще просить помочь своим товарищам, подчеркивать ценность нравственных достижений.

Категория: КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ | Добавил: admin | Теги: интегрированные занятия, познаем мир, работа с дошкольниками, для воспитателя ДОУ, игра в детском саду, конспект занятия в детском саду, ДОУ, Сценарий
Просмотров: 1943 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru