Программное
содержание: формировать у
детей
первые связные представления о зиме; учить детей следить за рассказом
воспитателя
о зиме, добавлять слова, заканчивать фразы;
учить различать и называть таких животных, как
заяц,
медведь, лиса, белка; формировать умение выделять их характерные
особенности (у
зайца длинные уши, лиса рыжая, у нее длинный, пушистый хвост; медведь
зимой
спит в берлоге; белочка любит шишки и орешки); стимулировать добрые
чувства по
отношению к ним;
развивать понимание речи и активизировать
словарь
(названия одежды, игрушек-животных, величины елок);
способствовать развитию речевого дыхания:
приучать
детей постепенно, медленно выдыхать через рот («сдуем снежинку»);
упражнять в выполнении имитационных движений в
сопровождении стихотворного текста, развивать моторику рук;
стимулировать зрительное и слуховое восприятие,
внимание, воображение, способствовать активизации речи;
индивидуальная работа с М., В. – способствовать
проявлению активности на занятии;
воспитывать у детей умение наблюдать за
красотой
природных явлений;
способствовать созданию положительного
эмоционального
настроя в группе.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация
Microsoft Office PowerPoint «Зима», заводной
поезд, «зимний лес» - елочки разной высоты в снегу, игрушки-животные
(заяц,
белка, лиса, медведь); сюрпризный момент (конфеты-снежинки).
Предварительная
работа: наблюдения, опыт со
снегом; рассматривание
картин, игрушек, иллюстраций в книгах; разучивание движений и текста к
играм «Зимняя
прогулка», «Выше – ниже», «Зайка
беленький», «Сидит белка на тележке», «Поезд».
Ход занятия: І. Сейчас на
улице зима
Наступили
холода.
Но нам морозы
нипочем.
С вами мы
гулять пойдем
Игра «Зимняя
прогулка»
Очень холодно зимой
|
Дети
скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по
плечам
|
Но мы пойдем гулять с тобой
|
«Пробегают»
указательными и средними пальцами по бедрам
|
Я надену шубку
|
Проводят
ладонями от плеч по груди вниз
|
Я надену шапку
|
Двумя
руками поглаживает голову
|
Я надену шарфик
И еще платок
|
Поглаживают
шею одной ладонью, другой ладонью
|
А потом красивые,
Теплые, пушистые,
Крошки-рукавички
На ручки
натяну
|
Поглаживают
по очереди руки, как бы надевая рукавицы
|
И хотя я маленькая
У меня есть валенки
|
Выставляют
на пятку сначала одну ногу, затем другую
|
- Давайте отправимся в лес на поезде (едут).
Паровоз
привез нас в лес. Присаживайтесь на пенечки (стульчики).
ІІ.
Рассказ
воспитателя о зиме (сопровождается демонстрацией презентации или
наглядного материала)
- Посмотрите, как
красиво в зимнем лесу
- На
земле, на деревьях лежит … (снег). Снег какой? (белый,
холодный)
– Из снега можно лепить. Что можно слепить? (снеговика, снежки)
– По снегу можно кататься на …(санках)
- … на лыжах
- Смотрите, снова пошел снег. Ой, на мою ладонь
снежинка села, большая, красивая (воображаемая ситуация). И на ваши
ладошки
опустились снежинки. Видите их. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Дуйте
легко,
долго.
- Вот как хорошо зимой в лесу.
Небо
ярко-синее,
Ели, сосны в
инее,
Снег сверкает
под ногами.
Эй, ребята,
кто за нами?
- Пошли мы к елочкам. А они-то разные: есть
высокие,
есть поменьше, а есть совсем маленькие (дети повторяют)
Упражнение
«Выше – ниже»
Ель,
|
Дети
поднимаются на носки,
руками
тянутся вверх.
|
Елка,
|
Встают на
всю ступню,
руки
разводят в сторону
|
Елочка,
|
Приседают,
руки вытягивают
перед собой
|
Колкая иголочка.
|
Грозят
пальчиком.
|
- Здесь в лесочке погуляем
И зверушек повидаем
- Какие звери живут в лесу? (заяц, лиса, волк,
медведь)
- Кто это? (заяц).
Какие у зайчика ушки?
- Увидел зайчик
ребятишек и испугался
Ты не бойся,
зайка, нас,
А пустись-ка
лучше в пляс.
- И мы с тобой попляшем.
Игра «Зайка беленький»
1.Зайка беленький сидит
И ушами
шевелит.
Вот так, вот
так и ушами шевелит.
2.Зайке холодно сидеть
Надо лапочки
погреть
Хлоп, хлоп,
хлоп, хлоп надо лапочки погреть.
3. Зайке холодно стоять
Надо зайке
поскакать
Прыг, скок,
прыг, скок - надо зайке поскакать.
4. Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг и
ускакал... (Дети прячутся).
- Кого зайка испугался? Кто это? (лиса)
- Лисичка рыжая. А хвост какой у лисички? (длинный, пушистый)
Лисонька-лисичка,
Рыжая
сестричка.
Хвост
пушистый – краса.
Ай-да
лисонька-лиса.
- Кто
это? (белка)
- Что любит белочка? (шишки,
орешки)
- Расскажем белочке потешку «Сидит белка на
тележке»
Сидит белка
на тележке,
Продает она
орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью,
синичке,
Мишке
косолапому,
Зайчику
усатому.
Подойдя к елке, взрослый читает отрывок из
стихотворения И. Токмаковой «Как на горке – снег, снег…»
…И на елке –
снег, снег,
И под елкой –
снег, снег,
А под снегом
спит медведь.
Тише, тише.
Не шуметь!
Обращает внимание на сугроб. Сколько снега
намело (приподнимается
край ткани – виден спящий медведь). Да
это же мишка спит. В
берлоге спит. Домик у медведя называется берлога.
А в берлоге
спит медведь.
Тише, тише,
не шуметь!
|